Ученики Базовой школы при Исилькульском педагогическом колледже уходили на каникулы, мечтая о том, что 1 сентября вернутся в родную школу. Учителя не радовались отпуску - он грозил стать бессрочным. Дня знаний и взрослые, и дети ждут с тревогой. Надежды осталось мало.

Базовые школы при педагогических колледжах всегда были на особом положении - номеров не имели, в районных и областных системах образования не числились. Министерство образования России породило их в начале

90-х годов - для апробации новых педагогических технологий.

Педколледж в городе Исилькуль Омской области создан в 1929 году. А 14 лет назад у него образовался филиал - Базовая школа, получившая статус федеральной экспериментальной площадки. Она быстро росла: сначала была начальной, потом стала восьмилеткой, а в 2000 году - общеобразовательной. Равных ей среди 40 школ Исилькульского района нет. За пять выпусков - 26 медалистов. В позапрошлом году, на Всероссийском совещании директоров педагогических колледжей, результаты исилькульского эксперимента были признаны уникальными.

Федеральный закон №131, в котором изложены «Общие принципы организации местного самоуправления», обрубил крылья уникальному учебному заведению. Педколледж и школа больше не могут быть одной семьей, поскольку должны финансироваться из разных бюджетов: за школы теперь станет отвечать муниципалитет, а колледжи остаются на балансе российского Министерства образования и науки. Министерство освободилось от «лишней» нагрузки. Закон «Об образовании» этому поспособствовал - к учреждениям, которые имеют право реализовывать основные общеобразовательные программы, средние специальные учебные заведения почему-то не относятся.

Закон №131 вышел в свет в октябре 2003-го, в действие должен вступить в январе 2006-го. До недавнего времени школа жила спокойно. Но в конце мая пришло письмо из Министерства образования Омской области с просьбой «принять меры по внесению соответствующих изменений в структуру колледжа». Списки детей с указанием школ, в которых они хотели бы учиться дальше, полагалось подать уже к 10 июня. Странно, что письмо пришло так поздно, а мер требовало решительных и скорых. Похоже, чиновники медлили для того, чтобы поставить людей перед фактом. Владимир Майер, директор педколледжа и создатель Базовой школы, тоже никому не спешил сообщать новость. Но слух до учителей дошел, и они потребовали ответа. Узнали и родители. Делегация отправилась на прием к Владимиру Сусленко, главе районной администрации, который пообещал в ближайшее дни встретиться с министром образования Омской области Валерием Никитиным. 30 мая глава района привез добрую весть: министр сказал, что постарается сохранить школу.

Каким образом министр старался, осталось неизвестным. Но уже 22 июня было объявлено внеочередное родительское собрание. Несмотря на каникулы, явилось около пятисот человек - детей и взрослых. Глава района к народу не вышел, послал вместо себя заместителя, который прочитал «приговор»: Базовой школы не будет. На выбор родителям и ученикам предлагались школа №1 и лицей. Учителя, родители и дети решили защищать родную школу. Впрочем, для начала они хотели бы получить вразумительный ответ: почему школу нужно ликвидировать? Думаю, каждый для себя хотел бы выяснить и другое: кто я такой в этой стране, почему меня ставят перед фактом, не утруждаясь не то что извинениями - даже мало-мальски вразумительными объяснениями?

Тогда же, на собрании, была создана инициативная группа во главе с Олегом Беннером. Лишь в июле удалось добиться более-менее внятного объяснения от Владимира Сусленко: район школу не потянет, за ее аренду придется платить Министерству образования и науки России до 3 миллионов рублей в год. Кроме того, у школы нет лицензии. Процедура ее получения долгая, сложная, к новому учебному году не успеть.

Директор педколледжа Владимир Майер, сам создававший школу, вместо того чтобы попытаться найти выход, предложил педагогам уволиться по собственному желанию. Между тем официального приказа о закрытии школы до сих пор нет. Из 36 педагогов заявления на увольнение или в лучшем случае перевод - под каждодневным давлением администрации колледжа и гороно - написали 14 человек. Теперь они жалеют об этом. По КЗОТу при ликвидации предприятия работники получают среднюю заработную плату еще три месяца. Испугавшись, что не найдут работу без поддержки Исилькульского гороно, они ее и с поддержкой не нашли. Во всяком случае, равноценную той, что имели - хотя бы по размеру нагрузки. Вакансий в Исилькуле немного. Люди остались без денег и без работы. В Министерстве образования Омской области об этом осведомлены - педагоги жаловались не раз. Но восстанавливать справедливость чиновники не спешат. Разве что Владимиру Майеру предложили уволиться, после чего он попал в больницу в тяжелом состоянии. Не пожелавшие уволиться добровольно педагоги вышли из отпуска в конце августа. Но куда?..

Большинство родителей заявления о переходе в другие школы написали. Глава Исилькульской администрации Владимир Сусленко заверил, что в школах, где будут размещены 396 учащихся Базовой, простора на всех детей хватит с лихвой. К примеру, школа №1 согласно лицензии рассчитана на 1200 ученических мест, а числится в ней около 900. Лицей, где могло бы учиться больше семисот школьников, заполнен не более чем на две трети. Между тем родители «базовых» учеников утверждают, что новые условия будут несравнимы с теми, в которых их дети учились раньше, а это противоречит Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В ответ на жалобу родителей главный прокурор Исилькульского района прислал отписку - бумагу с цитатами все из того же ФЗ №131.

И все-таки они победили! Перед началом учебного года школу №1 и лицей неожиданно стали ремонтировать. Министерство образования области выделило на это 150 тысяч рублей, городская администрация - 200. Неслыханное дело для Исилькуля! А в октябре Исилькуль ждут выборы: горсовета и главы администрации. Впервые за время демократии желающих отхватить кусок власти не находится. Олег Беннер уверен, что это - заслуга Базовой школы: родителей, учителей, учеников. Погибая, лучшая школа района дала свой последний урок: показала наконец власти, что народ - не бессловесная масса, а люди, с которыми нужно считаться...

Исилькуль

Комментарий юриста

Евгений КУЗНЕЦОВ, юрист Омского центра образовательного права:

- Если Федеральный закон №131 «Общие принципы организации местного самоуправления» вступит в силу в 2006 году, неизвестно, чем это закончится. На мой взгляд, это действительно не что иное, как раздел имущества. Раздел Советского Союза покажется мелочью по сравнению с разделом России на крошечные удельные княжества, абсолютно беспомощные финансово. Вполне официально центр будет иметь все, провинция обнищает. Главы районных администраций, дабы минимизировать бюджеты своих муниципалитетов, уже собираются на свободную площадь в школы переводить библиотеки и клубы. Как дети будут учиться?

В Конституции сказано, что нельзя принимать законы, ухудшающие существующее положение граждан. Если бы инициативная группа Базовой школы обжаловала федеральный закон в судебном порядке как противоречащий Конституции, вряд ли истцов ждал бы успех. Но внимание к нелепостям закона было бы привлечено. Мне непонятно, почему Министерство образования и науки России не отстаивает собственные же начинания? Причем начинания хорошие. Да, теперь руководят другие люди, но ведь министерство по-прежнему должно радеть за образование.

Впрочем, это материи высокие. Речь идет о конкретных людях. Увольнение «по собственному желанию» под давлением администрации должно быть обжаловано в суде. Налицо грубое нарушение трудового законодательства. Как минимум, педагоги, потерявшие не только деньги, но и непрерывный стаж, должны обратиться в Государственную инспекцию труда.

Теоретически сохранить школу можно. Ничто не мешает отделить ее юридически от среднего специального учебного заведения, которое не входит в число учреждений, имеющих право реализовывать основные общеобразовательные программы. Кстати, в законе ссузам это впрямую не запрещается. А что не запрещено - то разрешено. Отсутствие лицензии - оправдание слабое. По Закону «Об образовании» вновь созданное учебное заведение может работать без лицензии три года. При желании школе можно придать статус областного учебного заведения и финансировать из областного бюджета.