Никто из нас не живет для себя

И никто не умирает для себя.

Библия (ин.12:33)

Нет покоя, когда один вознесен,

А другие не привлечены.

Библия (рим. 14:7)

Слушатели курсов смогут

Знания: объяснить смысл понятия «гражданское общество», знать, при каких условиях оно возникает и какими признаками обладает; понимать преимущество «гражданского общества» перед авторитарным и тоталитарным режимами; понимать особенности и смысл деятельности политических партий и других институтов гражданского общества; понимать сложность и важность процесса формирования гражданского общества в России.

Умения и навыки: иметь собственную точку зрения на состояние гражданского общества и его институтов в современной России; развить умения сравнительного анализа и обобщения; выделять основные институты гражданского общества; приобретать навыки исследования, проведения дискуссий и работы в группе.

Основные понятия: гражданское общество, тоталитарное государство, авторитарное государство, демократическое государство, личность гражданского общества (гражданин), гражданственность, структура гражданского общества, политические партии, движения, общественное мнение, группы интересов.

На доске выписаны выдержки из политических диалогов:

в России построить гражданское общество невозможно - у нас другой менталитет;

как бы ни ругали и даже как бы ни кляли современники свою эпоху (любую начиная с древности), тем не менее во все времена большинство людей признавали: лучшее время то, в котором я живу;

как вы видите перспективы развития гражданского общества в современной России?

Работа в группах (30 минут)

ГРУППА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, работающих над теоретическими аспектами гражданского общества;

группа исследователей, работающих над вопросом: «Роль ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»;

группа исследователей, работающих над проблемой возникновения и функционирования «групп интересов»;

группа исследователей, работающих над понятием «исторический аспект»;

группа исследователей, работающих над проблемой развития гражданского общества в НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.

Выступление от каждой из групп исследователей (7 минут).

Рефлексия. Помогли ли вам цитаты, прозвучавшие в начале занятия, в понимании сути гражданского общества? (10 минут).

Домашнее задание: написать о своем видении гражданского общества (в виде эссе, реферата, логической схемы и т.п.) (3 минуты).

Лист оценивания

Оценивание по каждому критерию производится по трехбалльной системе:

2 балла - полностью удовлетворяет критериям оценки;

1 балл - частично удовлетворяет критериям оценки;

0 баллов - скорее не удовлетворяет критериям.

(См. таблицу).

Вопросы для исследователей, работающих над теоретическими аспектами гражданского общества.

1. Составьте схему гражданского общества, существующего

в условиях тоталитарного государства;

в авторитарном государстве;

в демократическом государстве.

2. Какие условия необходимы для формирования гражданского общества?

3. В чем различие терминов «гражданственность» и «гражданство»?

4. Как будут строиться отношения в гражданском обществе между обществом и властными структурами?

5. Объяснить способы, которые могут привести к ослаблению гражданских позиций в обществе и их возрождению.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Гражданское общество характеризует сумма признаков: промышленное, богатое, образованное, ассоциативное, с развитой политической жизнью, в которой участвуют широкие массы, демократическое, с высоким творческим (научным, техническим, культурным) потенциалом, развитой системой политических и моральных ценностей.

Качество гражданского общества определяется соотношением идеальной модели и реально достигнутого состояния общества, которое стремится к такой модели. Движение к идеалу представляет собой бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения жизни, процесс достижения свободы, равенства, справедливости и других ценностей с этой точки зрения, гражданское общество выступает и как цель всех демократических сил в любой стране, и как средство, с помощью которого обеспечиваются перспективы общественного развития, демократический процесс, социальная и экономическая стабильность, исполнение законов - все то, без чего невозможно создание правового государства.

А. ИСТОРИЧЕСКИ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ФОРМИРУЮТСЯ СОВМЕСТНО, это две стороны процесса целостного общественного развития. Но протекает он неравномерно. Взаимоотношениям между гражданским обществом и государством всегда присущ скрытый или явный конфликт. Это естественно и нормально саморазвивающаяся система, какой является гражданское общество, испытывает постоянное давление со стороны государства, структуры которого все время усложняются, бюрократизируются, создавая тем самым возможности для политического отчуждения. С другой стороны, государство само испытывает давление со стороны общества, являясь его продуктом.

Б. В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА общество полностью подчинено государственной власти, выступающей как активное начало. Общество, жизнь которого строго регламентируется, нельзя назвать гражданским, оно всего лишь объект для управления. Государство за него определяет цели развития, формирует интересы и постепенно деградирует, теряет свое истинное назначение. Такой тип взаимоотношений общества и государства был характерен для нашей страны в 1918-1985 годах.

В. В АВТОРИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ характер отношений между обществом и государством примерно тот же. Однако при авторитарном режиме государство начинает уже реагировать на импульсы, исходящие от общества. В самом обществе появляются первые элементы, свидетельствующие о его гражданском становлении. Такой тип взаимоотношений был характерен для СССР времен перестройки.

Г. В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ общество и государство равноправны, они выступают как партнеры, на паритетных началах участвующие в разрешении общественных проблем. Решения же достигаются путем поиска компромисса в их отношениях.

В этом случае государство может быть только правовым, а общество - гражданским. Этот путь, на который раньше всех вступили страны Запада, по-видимому, в разные сроки и разных формах суждено пройти всему человечеству, в том числе и России.

Д. ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА - максимальная демократизация современных государственных систем. Только в условиях развитой демократии может быть реализован главный принцип гражданского общества: личность является приоритетным субъектом общественных отношений, а подданный становится гражданином, обретает чувство собственного достоинства и способность делать политический выбор.

Е. ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (ГРАЖДАНИН) - новый тип человека, ориентированный на гражданские отношения и особую духовность. Эту новую личность характеризуют самостоятельность, связанная с освобождением от опеки государства, способность и желание рассчитывать на собственные силы, соревнование; независимое и более деятельное отношение к сообществу себе подобных; гражданская коллективность, которую такой человек формирует и которая формирует его самого.

Порядочность, честность, человечность становятся универсальными и фундаментальными устоями гражданского общества и правового государства. Они делают общество подлинно однородным, а человека - свободным от зла и насилия, по крайней мере, в отношениях с равными ему.

Ж. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - это результат становления гражданского общества.

Гражданственность означает:

- активную и сознательную вовлеченность гражданина в дела политического сообщества;

- психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества, способность и готовность выступать в роли гражданина;

- приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

З. ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ВЛИЯНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ И ПОЛИТИКУ в целом состоит в ограничении и преодолении политического отчуждения. Эта тенденция реализуется посредством превращения политического действия в технологию решения социальных проблем, а носителей власти - в наемных работников гражданского общества, политическая власть которых - власть над людьми и объединениями - допускается только в пределах необходимости и достигается соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы свободного развития и жизнеутверждения человека и общества.

И. СОЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА складывается за пределами политических структур, но охватывает и их, ибо они составляют часть гражданского общества и образованы гражданами. В структуру гражданского общества входят, например, такие элементы, как демократическое законодательство, разделение властей, наличие легальной оппозиции, многочисленность (плюрализм) политических партий, движений, общественных организаций и объединений. Сами по себе они не представляют целостную структуру гражданского общества, но порождены им и являются значимыми формами закрепления его влияния в политической организации общества, их социальная роль состоит в реализации ценностей гражданской жизни, политической и социальной свободы людей с их правом объединения в ассоциации, группы, партии и т.п.

Работа в группах

Вопросы для исследователей ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Чем структура гражданского общества отличается от государственной структуры?

2. Какой институт гражданского общества, на ваш взгляд, более полно отражает интересы граждан?

3. Имеется ли способ осуществления функций политических партий в России и других демократических государствах?

4. Является ли наличие оппозиционной партии обязательным для демократического государства?

5. Можно ли говорить о кризисе партий как политических институтов в гражданском обществе?

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами политической жизни, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив и т.п. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные отношения подчиненности, а горизонтали связи - отношения конкуренции и партнерства между юридически свободными и равноправными партнерами.

А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая на добровольной основе наиболее активных приверженцев иных политических целей (идеологий, лидеров) и имеющая своей целью борьбу за завоевание политической власти в обществе. В основе деятельности партий могут лежать различные интересы (социальные, национальные, конфессиональные, территориальные) разных групп населения, идеалы и ценности, утопии и идеологии. Но в любом случае партия оформляет эти коллективные интересы, идеи, стремления и предъявляет их высшим государственным институтам. Через партии население заявляет властям свои группы требований, критикует власть и добивается изменения курса политики и самой власти. Однако и сами правящие структуры используют партии для обращения к народу за поддержкой в решении тех или иных вопросов. Партия, таким образом, выступает связующим звеном между обществом и государством.

1. ФУНКЦИИ ПАРТИИ. Любая политическая партия решает внутренние и внешние задачи.

Внутренние функции: отбор членов, пополнение партийной кассы - регулирование отношений между первичными структурами и руководящими органами, партийной элитой и рядовыми членами.

Внешние функции: борьба за завоевание и использование политической власти в интересах той или иной группы населения на основе реализации собственной программы; обеспечение связи масс с государственными структурами, замена стихийных форм общественно-политической активности населения формализованными, подверженными контролю видами деятельности, преодоление политической апатии и пассивности граждан; отбор и рекрутирование политических лидеров и элит на всех уровнях политической системы, участие с их помощью в управлении делами общества; согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса; осуществление политической социализации граждан.

Основной способ осуществления этих функций - выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Это предполагает развертывание пропагандистской политической кампании, цель которой - овладение общественным мнением. Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Партии-неудачники составляют политическую оппозицию, пытаются за счет критики государственных органов, путем внесения альтернативных законопроектов или другими мерами повысить свое влияние на избирателей.

В стабильных демократических государствах и победившие, и проигравшие партии соблюдают установленные правила «политической игры», сохраняя и поддерживая статус выборов как главного механизма определения популярности партийных программ и целей. Это позволяет политическому меньшинству - оппозиции - бороться за потенциального избирателя и одновременно уважать политический выбор граждан. В странах с недемократическими системами правящие партии стремятся ограничить, а то и свести на нет формальные возможности деятельности оппозиционных партий, прибегая к фальсификации выборов или внедряя такие избирательные системы, которые обеспечивают их заведомую победу.

2. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. Многообразие исторических, социальных и культурных условий развития стран и народов породило партийные институты различного типа. С точки зрения внутренней структуры, партии подразделяются на кадровые (лидеры и активисты) и массовые, строго централизованные (как правило, коммунистические, левые, или фашистские, крайне правые). С точки зрения социальных целей и политических ориентаций, партии делятся на коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, фашистские. По совокупности взаимоотношений партий между собой выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Б. ДВИЖЕНИЯ (общественно-политические) по целям и задачам, которые они ставят перед собой, мало отличаются от политических партий. Политическая деятельность для них является основной. Но по составу движение шире, чем партия, фиксированного членства здесь, как правило, нет. В движение может входить несколько партий или их блок с примыкающими к ним союзами, обществами и просто сторонниками. Роль партии в движении заключается в том, что она является лидером движения, его идейно-политическим стержнем. В отличие от партий движения слабо структурированы, в них отсутствует какая-либо иерархичность отношений, а решения принимаются консенсусно-договорным путем. Каждая партия, входящая в движение, сохраняет свою независимость и самостоятельность. Движение может создаваться на определенный период, например, предвыборную кампанию, и тогда оно имеет характер избирательного объединения или блока.

Вопросы для исследователей, работающих над проблемой: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ «групп интересов»

1. Как вы поняли, в чем состоит сущность добровольных организаций «групп интересов»? Каковы их цели?

2 В чем состоит сходство и различие в понятиях «группы интересов» и «политических партий»?

3. Какие подходы положены в основу предложенной классификации «групп интересов»? Какие типы гражданских интересов существуют? Можете ли вы дополнить списки предложенных типов?

4. Какие средства используют «группы интересов» для достижения своих целей?

5. Какова эффективность деятельности «групп интересов», от чего они зависят?

6. Какую роль играет общественное мнение в демократическом, авторитарном, тоталитарном обществе»

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ - добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций. Это самые разнообразные организованные группы людей, имеющие определенные цели и требования к политической власти: профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, организации ветеранов войны и труда, ассоциации предпринимателей и фермеров и т.д. Нередко под группами интересов понимают группы давления, что одно и то же.

В отличие от политических партий группы интересов не выдвигают кандидатов на выборах, они не стремятся завоевать власть, а лишь стараются влиять на правительство, парламент, другие властные структуры различными способами, формально оставаясь вне органов политической власти. Их способ действий - убеждение, советы, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, коллективные организованные действия в поддержку своих интересов, например забастовки, митинги, шествия и т.п.

1. ФУНКЦИИ «ГРУПП ИНТЕРЕСОВ». Основными функциями являются формализованное выражение интересов различных социальных групп, преобразование расплывчатых взглядов и мнений в конкретные формулы и требования конкретной организации.

Агрегация интересов - согласование множества частных требований и установление между ними определенной иерархии; эту функцию «группы интересов» выполняют наряду с политическими партиями.

Функция интеграции заключается в приближении мнений и требований, выражаемых различными группами, к интересам их рядовых членов.

Функция информирования органов власти по конкретным вопросам.

2. ТИПОЛОГИЯ «ГРУПП ИНТЕРЕСОВ». Существуют различные подходы к классификации групп интересов.

В основе одного из них - различия в общественных сферах деятельности. При этом выделяют пять типов групп: организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские союзы и ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы, ассоциации фермеров и т.д.); организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов войны и труда, общества инвалидов, глухих, благотворительные союзы и т.д.); организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, общества филателистов, охотников, нумизматов и т.д.); организованные группы в сфере науки, культуры, религии (церкви, секты, научные ассоциации, творческие союзы и т.д.); организованные группы в политической сфере (национальные движения, экологические движения, молодежные объединения, движения за мир, за права женщин и т.д.).

Выделяют четыре группы интересов по степени их организации и специализации: аномические группы: стихийные и недолговременные, деятельность которых нередко принимает насильственные формы (демонстрации, митинги); неассоциативные: неформальные, непостоянные и недобровольные формирования на основе родства, религии и т.д., часто не имеющие четкой организационной структуры; институциональные группы интересов: формальные организации, например представительства республик или областей, административные учреждения, церкви и др.; ассоциативные группы интересов, обладающие высоким уровнем специализации и организации: добровольные организации, специализирующиеся на представлении интересов, например профсоюзы, объединения предпринимателей и фермеров, этнические ассоциации, молодежные и студенческие союзы, группы борцов за гражданские права.

«Группы интересов» могут подразделяться на частные и публичные (общественные).

Частные «группы интересов» (о которых речь шла выше) выражают частные интересы, то есть интересы каких-либо определенных групп.

Публичные «группы интересов» выступают в двух формах: гражданские группы (территориальные коллективы - регион, область, республика, администрация, общественные учреждения, общественные предприятия) и военные группы (военно-промышленный комплекс).

3. СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ «ГРУПП ИНТЕРЕСОВ». Стремясь добиться для себя положительного результата, «группы интересов» могут оказывать давление на органы власти. Такое давление имеет две стратегии: непосредственное обращение к тем, кто принимает политическое решение, или попытка повлиять на общественное мнение, чтобы последнее, в свою очередь, воздействовало на тех, кто принимает решения. Выбор стратегии связан не с какими-либо доктринами, а с конкретной обстановкой.

Пути воздействия на органы, принимающие политические решения: предоставление или публикация информации по вопросу, который должен быть решен; создание рядом с активно действующими административными органами различных консультативных органов (совет при президенте, экономический совет при парламенте, общественная палата и т.д.), принимающих прямое участие в решении или дающих соответствующие рекомендации; тайное воздействие - использование связей в правящих кругах, обычно ведущее к коррупции аппарата; использование лоббистских структур в парламенте.

Воздействие на общественное мнение - прежде всего это открытая пропаганда через собственные газеты, через органы информации, поддерживающих деятельность тех или иных групп путем покупки газетной площади в крупных изданиях. Таким образом, создается определенный интерес к проблемам, которые должны решаться или уже решаются органами власти, и формируется впечатление значимости и объективности даваемой информации.

Замаскированная пропаганда - это прямой, но тайный контроль над некоторыми средствами массовой информации: вмешательство заинтересованных лиц в ежедневную работу газет, телевидения, радио, подкуп и содержание журналистов. Было бы наивно считать, что все средства массовой информации могут иметь полную независимость и отражать только искренние убеждения журналистов.

Некоторые «группы интересов» прибегают также к более специфическим и менее мирным средствам. Среди них забастовки, шантах, насилие (массовые манифестации, преграждения дорог и др.) и даже терроризм.

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГРУПП ИНТЕРЕСОВ» ЗАВИСИТ:

от ресурсов, которыми они обладают (количественный состав и организация);

от их экономической власти (владение собственностью, финансами);

от степени полноты информации, от квалификации и опыта активистов.

В любом случае все это служит обработке общественного мнения. Если оно поддерживает требования той или иной группы интересов, то может вынудить власти принять нужное решение, пойти на уступки. Но если оно настроено либо враждебно, либо безразлично к пропагандируемой проблеме, тогда правительство, парламент или президент более решительно идут на непопулярные меры и могут принимать решения, затрагивающие интересы определенных групп.

5. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - одно из проявлений массового политического сознания, в котором выражается отношение народа, отдельных социальных групп к политической власти, проводимой внутренней и внешней политике, к важнейшим политическим событиям, к политической деятельности тех или иных партий, их руководителей, к злободневным вопросам экономической, социальной, культурной и политической жизни общества. Общественное мнение - не механическая сумма отдельных политических мнений, а своеобразное выражение общенародных групповых коллективных воззрений, взглядов, настроений, форма выражения политического сознания масс.

Общественное мнение оказывает существенное влияние на политические позиции и поведение каждого гражданина, в том числе и политического руководителя, поведение той или иной социальной группы. Поэтому общественное мнение во всех странах тщательно изучается - чаще всего специальными научными организациями путем различного рода опросов, анкетирования, анализа результатов выборов. Государство изучает общественное мнение и путем референдумов - всенародным голосованием по какому-либо важному вопросу государственной и общественной жизни.

В демократических странах общественное мнение - неотъемлемый элемент гражданского общества, способ выражения отношения народа к власти и ее политике, и ни один здравомыслящий политик не может его не учитывать. Для политических партий изучение и формирование общественного мнения является формой борьбы за массы, за голоса избирателей, средством определения своей стратегии и тактики. Опросы общественного мнения накануне выборов позволяют с достаточно высокой степенью надежности определить победителя, выявив уровень популярности партии или политика. Для «групп интересов» общественное мнение - средство воздействия на разработку и принятие политических решений.

В странах с недемократическими режимами общественное мнение изучается и используется в интересах власть имущих, зачастую результаты опросов не публикуются, поскольку для официальной власти они неблагоприятны. Здесь имеет место манипулирование общественным мнением - фальсификация его результатов, корректировка в нужном властным структурам направлении. В этом случае оно не отражает реальной картины настроений народа.

Общественное мнение - мощное оружие в руках властных и общественных структур, его использование нечистоплотными политиками в любой стране независимо от типа режима способно нанести обществу и государству огромный ущерб.

Вопросы для исследователей, работающих над темой «исторический аспект».

1. Какие черты гражданского общества существовали в античную эпоху? В чем состояло его своеобразие?

2. Составьте схему гражданского общества в Афинах.

3. Какие черты гражданского общества появились в новое время?

4. Составьте схему развития первых политических групп в Англии в современные политические партии.

5. Каковы особенности образования политических партий в США, Франции, Германии?

В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ. Существование прав государства и гражданского общества возможно лишь при подлинно демократическом правлении. Идея такого общества и государства возникла еще в античности; воплотилась в демократическом афинском полисе и в Римской республике. О гражданском обществе писали Платон, Аристотель, Цицерон. Важнейшей особенностью такого общества античные мыслители считали четкое разграничение прав и обязанностей граждан.

Права афинских граждан были весьма обширны и разнообразны. С середины V века до н.э. в Афинах вся государственная власть находилась в руках народа. Любому совершеннолетнему, не лишенному прав, был открыт доступ ко всем видам государственной деятельности: он мог участвовать в народном законодательном собрании, быть членом государственного совета, судьей или иным должностным лицом.

Но вместе с тем граждане должны были выполнять многие обязанности, вытекавшие из их гражданского положения. Еще в юности афиняне сознавали, сколь серьезные обязанности накладывает на человека статус гражданина. Достигнув совершеннолетия, они приносили гражданскую клятву. Из всех обязанностей афинских граждан наиболее почетной была воинская служба. Ее исполняли все граждане с 18- до 60-летнего возраста. Отказ от воинской службы карался лишением прав.

Совокупность гражданских прав составляла честь (тимэ). Со времени Солона в Афинах действовал принцип, согласно которому чем более гражданин отдавал сил, средств и энергии обществу и государству, тем большим почетом он пользовался. За выдающиеся заслуги перед государством граждане получали особые льготы и права, им предоставлялись почетные места на праздниках и в общественных собраниях. Гражданское состояние в Риме определялось тремя важнейшими условиями: гражданин должен быть, во-первых, свободным человеком; во-вторых, он должен быть представителем римского народа; в-третьих, он должен принадлежать к одному из римских семейств.

Реализация прав и обязанностей граждан возможна лишь в условиях правового государства, главным признаком которого является верховенство закона. Подчеркивая превосходство правового государства, Аристотель говорил: «Кто требует, чтобы властвовал закон, по-видимому, требует, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это и животное начало, ибо страсть есть нечто животное и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были и наилучшими людьми; напротив, закон - это свободный от безотчетных позывов разум». В правовом государстве должна существовать эффективная система контроля и надзора за соблюдением законов. Это осознавали уже античные законодатели. Так, в Афинах функция контроля и надзора принадлежала суду присяжных (гелиэя) и ареопагу (совет, в обязанности которого входил контроль за соблюдением законов, сохранением религиозных и нравственных устоев общества). В Риме для контроля и надзора за выполнением законов существовал третейский суд.

Изменение закона считалось делом чрезвычайной важности, и подходили к этому крайне осторожно. Так, в Афинах попытка заменить существующий закон новым, не приносившим пользы обществу, строго наказывалась. В Риме также бережно относились к законам, что отразилось в знаменитом выражении: «Суров закон, но это закон (dura iex, sed lex)».

Обязательным в античном правовом государстве было разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В античном обществе не было общественно-политических организаций, подобных современным партиям, тем не менее при избрании должностных лиц - стратегов в Афинах или консулов в Риме - сторонники соперничавших кандидатов объединялись в соответствующие политические группировки. Такие группировки в Древнем Риме назывались «partes», откуда и возникло современное слово «партия». Как в греческих полисах, так и в Риме времен республики было немало частных, общественных и религиозных организаций, которые обеспечивали реализацию интересов граждан. Эти различные по своей природе объединения осуществляли связь между гражданами и государством и не позволяли ему игнорировать интересы общества. Античное демократическое государство, будь то греческий полис или Римская республика, выступало выразителем компромисса между различными силами общества. Экономической основой гражданского общества было право на частную собственность, закрепленное в греческих и римских законах.

Своеобразие гражданского общества в Древней Греции и Риме заключалось в принципе прямой демократии: каждый гражданин мог участвовать в обсуждении основных вопросов, вместе с согражданами принимать решения и реализовать их.

А. В НОВОЕ ВРЕМЯ, по мере разрушения феодализма со свойственным ему жестким сословным делением, приобретения основной массой населения гражданских прав (в том числе защищенного права собственности), в большинстве стран мира начало формироваться гражданское общество, общество равных граждан. Однако это не значило абсолютного равенства всех граждан и всех групп населения.

Достижение юридического, политического равенства растянулось на многие десятилетия. Еще долгое время государство ограничивало права отдельных граждан или социальных групп. Это стало причиной создания различных общественных организаций по принципу групповых интересов - политических партий, профсоюзов, клубов, женских организаций и т.д.

Николай КОВАЛЕНКО, директор Центра гражданского образования, Брянск

Окончание следует