Методологические принципы:

1) принцип историзма;

2) ценностно-гуманистический (понимание добра и зла, милосердия и нетерпимости);

3) социокультурный принцип.

Ученики должны определить: какие истоки внутренней силы позволяют сопротивляться насилию, дают возможность человеку в любых условиях остаться человеком. Ответить на вопросы: можно ли в условиях тоталитаризма любить Родину и как остаться верным ей? Что может человек сделать для этого?

Подготовительная работа

1) Провести анкетирование среди учеников 10-11-х классов, чтобы выяснить, что они знают о политических репрессиях.

2) Провести социологический опрос в 8-9-х классах.

3) Организовать беседу в 4-м классе о правах и свободах человека.

4) Побывать в храме в селе Анкушино.

5) Съездить в село Великорецкое.

6) Устроить конкурс политического плаката.

Ход урока

Сегодня мы проводим урок «Права человека: из прошлого в будущее». Такая постановка вопроса всегда актуальна. Мы провели подготовительную работу. Ольга Губина и Дарья Корсакова проанализируют ваши анкеты.

Ольга Губина: Десятиклассники отвечали на анкету «Соблюдение прав и свобод человека». Мне представилась возможность познакомиться с ними и выяснить: знают они, что такое политические репрессии?

На этот вопрос ответили почти все одинаково - это ущемление или попрание прав человека со стороны власти. Также все правильно написали, что массовые репрессии проходили при Сталине, когда люди сажались в тюрьмы и концлагеря из-за их инакомыслия и несогласия с тем, что происходило в стране.

Однако на остальные вопросы мнения разделились.

Один из учеников считает, что главной целью политических репрессий было стремление укрепить власть, уничтожить существующую оппозицию, сосредоточить власть в руках одной партии. На вопрос «Каких слоев населения коснулись репрессии?» также ответили по-разному. Одни уверены, что репрессировали в основном бедных, другие жертвами считают интеллигенцию и богатых. В одной работе было сказано: «Репрессии были направлены против людей, имеющих какую-то власть и известность, но чье мнение не совпадало с мнением правящей верхушки».

Большинство ответили, что их родственников не коснулись репрессии. Однако один ученик написал: «В годы политических репрессий людей наказывали за самые незначительные проступки. Например, моя прабабушка рассказывала, что в годы политических репрессий много ее друзей и близких отправили в тюрьмы, например, за собор колосков с полей, и даже если случайно попадешь мячом по портрету Сталина».

Разные предположения высказали ученики по вопросу «Что нужно сделать, чтобы политические репрессии больше не повторялись?». Самым распространенным было мнение о том, что необходимо ответственно выбирать главу государства, того кандидата, которому полностью можно доверять. На втором месте стоит укрепление демократии. Некоторые говорили о правах и свободах человека. В одной работе встретилась такая фраза: «Чтобы не повторились политические репрессии, нужно защищать свои права и свободы, а главное - знать их».

Дарья Корсакова: Считаю, что десятиклассники имеют общее представление о политических репрессиях. Думаю, что каждый должен знать свою историю, разные ее периоды. Знать свои права, уметь реализовывать, защищать их.

Также я считаю, что ученики должны интересоваться нынешней политикой, жизнью страны и стараться участвовать в ней, чтобы наша страна динамично развивалась. От молодежи во многом зависит будущее страны, а также становление демократии. Каждый человек, вкладывая свою частичку в развитие общества, тем самым улучшает состояние его, делает нашу жизнь более уютной, спокойной. И это нужно усвоить еще в школе.

Учитель: Даша Заготовкина и Таня Гонина проводили беседу в 4-м классе по правам человека.

Даша отметила, что ребята с интересом слушали, отвечали на вопросы. Она убедилась, что школьников необходимо с младшего возраста знакомить с правами и обязанностями, учить ответственности за свой выбор.

Учитель: Конкурс политических плакатов показал, что вам было интересно выражать свои мысли графически. Демонстрируется инсценировка плаката «Твои права заканчиваются там, где начинается кончик носа другого».

Учитель: Из ваших выступлений можно сделать вывод, что историю политических репрессий нужно знать, чтобы подобное больше не могло повториться. Давайте обратимся к историческим документам, имеющим отношение к Вятскому краю и Кировской области. Выдаются документы и алгоритм анализа документа. Группы работают и устно высказывают свое мнение (у части группы - общее, но есть и отдельные точки зрения). Приводятся конкретные примеры политических репрессий.

Вера Бугреева рассказывает о девочке, которая защищала крестик на шее, за что тоже была репрессирована.

Илья Растунов говорит о судьбе А. Скрипниковой, которая защищала свои права, написав письмо в ООН. Все попытки сломить ее оказались безуспешными.

Учитель: Мы привыкли считать, что политические репрессии были в эпоху Сталина. Давайте посмотрим на период оттепели во времена Н. Хрущева. Летом мы совершили экспедицию по Юрьянскому тракту. Видели в селе Анкушино красавицу церковь, памятник архитектуры начала ХIХ века, которую закрыли в 60-е годы. Закрыт храм, дорога отведена в сторону, и погибло село, сегодня там нет ни одного жителя.

Андрей Краев: Великорецкое - памятник всероссийского значения. Строился на протяжении шести веков. Связан с образом святителя Николая Чудотворца. Его икону нашел на берегу реки крестьянин Агалаков. Увидел свет на сосне, это светилась икона - она оказалась чудотворной. Прибыла делегация из Хлынова, просила икону и дала обет: каждый год она будет возвращаться. Два раза икона побывала в Москве: при Иване Грозном и при Михаиле Федоровиче. В честь нее построен один из приделов храма Василия Блаженного.

Каждый год в начале июня проходил Великорецкий крестный ход. Но в годы советской власти он был запрещен. В то время велась активная антирелигиозная пропаганда. Верующие тайком пробирались к реке Великой, но там стояли кордоны, которые никого не пускали. Паломники пытались пробраться к сосне, на которой была найдена икона, тогда ее срубили. Люди молились у пня, оставшегося от нее. В 1989 году Великорецкий крестный ход возобновился.

После работы с документами и эмоциональных выступлений подводим итог. Зачем все это делалось? Ответ один - проще было управлять людьми, когда все одинаково мыслят или не мыслят вообще и подчиняются власти безоговорочно.

Учитель: Какой должна быть личность, чтобы могла сопротивляться?

Работа по группам. На доске появляются четыре «Я». Я - правдолюбивая, эрудированная, целенаправленная, здравомыслящая, независимая.

Учитель: На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы этого не происходило, чтобы личность расцветала?

Ребята рисуют дерево и на каждом его листочке пишут свои пожелания.

Галина КЛЕСТОВА, Ирина КРАЕВА, учителя истории и обществознания, Киров