Основные понятия: маркетинг, сбыт продукции, реализация услуг, реклама, рекламная кампания, недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, скрытая реклама, заведомо ложная реклама.

Повторяемые понятия: товары и услуги, предприниматель, производитель, потребитель, конкуренция, цена, рынок, средства массовой информации.

Учебно-методические материалы: схемы «Конкуренция», «Маркетинг», «Возможные каналы сбыта продукции», «Источники информации в предпринимательском бизнесе»; учебно-информационный лист «Реклама»; экспозиции «Реклама товаров и услуг» и «Наблюдения за рекламой» (работы учащихся предыдущего года обучения); информационные материалы для работы на уроке группы «Эксперты» и для домашней работы учащихся - выдержки из Федерального закона «О рекламе».

Межпредметные связи: с историей - появление маркетинга как определенного этапа экономического развития человечества; с английским языком - правила чтения и этимология термина «маркетинг».

Внутрипредметные связи: обществознание - 10-й класс: структура деятельности человека; 11-й класс: раздел «Экономическое развитие современного мира».

Цель: показать учащимся возможные каналы сбыта товаров (реализации услуг) и роль рекламы как одного из созидательных начал предпринимательства на основе деятельностного подхода.

Задачи

учебные: продолжить формирование понятийного аппарата по разделу «Экономика»; углубить знания учащихся о маркетинге; ознакомить учащихся с каналами сбыта продукции и правилами осуществления рекламной деятельности;

развивающие: развивать навыки самостоятельного отбора необходимой для выполнения поставленной цели информации из предложенного учителем учебного материала, анализа отобранной информации и ее применения в практической деятельности; развивать умение оперировать ранее сформированным понятийным аппаратом; продолжить формирование или развитие (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся) деловитости, предприимчивости, практической сметки; развивать творческие способности учащихся;

воспитательные: предоставить учащимся различные возможности стать организаторами учебного процесса; развивать навыки межличностного общения в малых и средних группах; умение налаживать контакты, договариваться о совместных делах, распределять обязанности.

Домашнее задание: выучить теоретический материал по записи в тетради, учебному пособию «Экономика без тайн», учебно-информационному листу с текстом ст.ст.11,16, 20 ФЗ «О рекламе»; провести наблюдение за наружной или телевизионной рекламой, распространяемой в нашем городе.

Этапы урока

Вначале постараться создать благоприятный климат, настроить на работу в группах разной численности и направленности деятельности.

Учитель: объясняет учащимся, как им следует расположиться в учебной комнате для плодотворной работы на уроке, и проверяет готовность групп по оснащенности вспомогательными материалами, предлагает ребятам разместить домашние творческие работы на отдельном стенде. Столы-квадраты для размещения рабочих групп с указателями и длинный стол для «экспертов» со значками-бейджами, экспозиции творческих работ учащихся предыдущего года обучения и стенд для домашних творческих работ.

Давайте продолжим наше путешествие по стране «Экономика». Двигаясь в ней по Дороге бизнеса, вы не только создали свою собственную фирму, но уже знаете, что любое производство начинается с закупки материалов, покупки оборудования, найма рабочих.

Совершенно верно! И как называется этот этап? Подготовительный!

Такой этап есть в каждом виде предпринимательства и вообще любой деятельности человека. В школе в учебной деятельности таким материалом являются правила, формулы и понятия. Давайте проверим, насколько вы готовы к дальнейшей работе.

Что же, на ваш взгляд, надо сделать дальше?

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что далее надо заняться изучением механизмов сбыта продукции, при необходимости возвращает их к «основным этапам производственного цикла». Сегодня нам предстоит лучше узнать некоторые механизмы сбыта товаров или реализации услуг.

На схеме «Возможные каналы сбыта» вы видите три возможные дорожки продвижения товаров и услуг на рынке. Какая (или какие) из них подходит для товаров, а какая (или какие) - для услуг? (Корректирует ответы при необходимости). Какой вывод можно сделать?

Товары и услуги движутся от производителей к потребителям.

На доске схема «Возможные каналы сбыта».

Но как убедить потребителя приобрести именно ваш товар или воспользоваться именно вашей услугой? А откуда предприниматель узнает, какие товары ему производить или услуги оказывать? Как вы принимали подобное решение при создании своей фирмы?

Высказывают мнения, объясняют собственный выбор на первом этапе творческого проектирования.

Люди длительное время над подобными вопросами особо не задумывались, т.к. производили преимущественно средства производства - орудия своего труда, а не собственно товары для личного потребления. Рынок услуг был развит также слабо, их количество было невелико. Только около ста лет назад - в начале XX в. ситуация изменилась. Промышленная революция позволила резко увеличить качество товаров, расширить их ассортимент и сферу услуг. В результате стала все чаще проявляться конкуренция товаров и услуг, обострилась конкуренция производителей и проблема сбыта потребовала к себе особого внимания. Так появился маркетинг, который к середине тридцатых годов охватил практически все стороны производства и продвижения товаров и услуг к потребителю. Современный маркетинг представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, это изучение имеющегося спроса на товары и услуги, с другой - влияние на существующий спрос.

Изучение имеющегося спроса, т.е. получение информации, возможно различными способами и из различных источников. Они указаны на схеме 4, которая есть у вас на партах. Какой или какие из них использовали вы? А как можно повлиять на существующий спрос? Высказывают предположение: через рекламу!

Чертят схему: «Источники информации в предпринимательском бизнесе» и «Маркетинг» (на классной доске - раздаточный материал для работы в парах).

Реклама, конечно же, самый хорошо известный способ формирования определенного мнения в наши дни. Я думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый из вас хотя бы раз в своей жизни видел или слышал рекламу; хотя бы раз в своей жизни захотел попробовать продукт, который рекламируют; хотя бы раз в своей жизни переключал телевизионные каналы потому, что реклама надоела или не нравится.

Представляют свои творческие домашние работы-синквейны на тему «Реклама».

У вас уже сформировалось какое-то мнение об этом виде деятельности людей, которое вы и выразили в своих синквейнах.

Ваша дальнейшая работа на уроке будет связана именно с рекламой. Есть сразу две причины, по которым вы должны изучить правила рекламной деятельности: во-первых, в рамках нашего проекта, как предприниматели, чтобы ваш бизнес был успешным; во-вторых, чтобы в повседневной жизни не стать жертвами рекламы.

Работать будем по группам создателей рекламы и экспертов, но для начала вам предстоит в парах ознакомиться с информацией на учебных листах «Реклама».

А теперь попробуйте применить эти знания на практике. Каждая группа получит конверт, в котором есть несколько заготовок для создания рекламы. Вы можете их использовать в полном объеме или частично в течение 10 минут на больших листах должны изобразить рекламный плакат (постер) на данный товар или услугу, заставку к телепередаче - все, что пожелаете. Как это сделали год назад ребята из нынешнего 9-го класса, вы могли увидеть на боковом стенде.

Ребята знакомятся с содержимым конвертов, распределяют обязанности внутри группы для выполнения задания. Обсуждают и составляют рекламные проекты, название рекламного агентства.

Учитель консультирует учащихся, при необходимости предлагает еще раз ознакомиться с работами предыдущего учебного года.

Экспертам предстоит ознакомиться с текстом некоторых статей Федерального закона «О рекламе», подготовить сообщение о запрещенных видах рекламы, а также проверить рекламные проекты наших творческих групп на соответствие закону, оценить их работу с этой точки зрения.

Обязательно проверьте правильность и объем, доступность пониманию сообщений по тексту «О рекламе». При высоком темпе работы этой группе можно предложить проанализировать в качестве тренировочного задания работы предыдущего учебного года.

Творческие группы представляют свои работы, закрепляя их на одном из стендов.

Пришло время подвести итоги вашей творческой работе. Рекламные агентства сейчас их представят нам, а «эксперты» оценят с точки зрения Федерального закона «О рекламе».

«Эксперты» дают оценку каждой рекламе по критериям ст.ст.6,7,8,9,10 ФЗ «О рекламе».

Примечание:

При необходимости группе учащихся, допустивших нарушения требований закона при составлении своего рекламного постера, предоставляется возможность исправить допущенные нарушения дома с обязательным представлением их работы в начале следующего занятия.

Большое спасибо творческим группам и «экспертам», которые помогли нам оценить их работу, а также объяснили, какая реклама является нарушением требования закона.

Варвара РОМАНОВА, учитель школы №3, Андреаполь, Тверская область