Наши исследования показали, что взрослых огорчает и раздражает непослушание детей, их нежелание беспрекословно подчиняться, но больше всего - несогласие с мнением взрослых, возражения, неповиновение или, как часто говорят взрослые, - упрямство.

Есть несколько типичных ошибок.

1. Взрослые редко обращают внимание на то, как они разговаривают с ребенком. И чаще всего тон, мимика, выражение лица отражают нетерпение, раздражение, гнев.

Ребенок любого возраста чутко реагирует на тон, мимику, выражение глаз. Можно говорить самые правильные слова, но если в вашем тоне нетерпение и злость, ребенок не слышит слов, а видит ваше отношение к нему, чувствует лишь агрессию и враждебность.

2. Взрослые часто не видят ничего особенного в насмешках и даже издевке. Причиной насмешек может быть и поведение, и внешний облик, и любые неудачи.

Насмешка может быть неявной, это как раз тот случай, когда именно тон делает фразу. Когда вы с пренебрежением смотрите и говорите своему сыну: «Ну на кого ты похож, чучело?» - всем своим видом показывая неприятие, или с усмешкой говорите дочери: «Лучше бы уроки учила, все равно от этой твоей зарядки никакого толка», - вы унижаете ребенка и рискуете потерять его доверие.

3. Еще один вариант негативного общения с ребенком - «ледяной тон», намеренное безразличие, избегание.

«Я никогда не ругаю его за плохие оценки, - рассказывает мне мама пятиклассника, - просто не разговариваю с ним, пока не исправит. Раньше это помогало, а теперь он, похоже, совсем от этого не страдает». Это очень типичная ситуация. Малышей лет до 7-8 намеренное безразличие очень огорчает, но, становясь старше, они привыкают к невниманию и пренебрежению взрослых, перестают нуждаться в их заботе, внимании, поддержке.

Надеюсь, что несколько советов помогут вам найти эффективную форму общения.

1. В разговоре с ребенком, даже самом неприятном, старайтесь оставаться спокойным, не давайте воли гневу, злости, раздражению, иначе самые добрые слова будут восприниматься как репрессивные меры.

2. Помните, что ледяной тон, холодный взгляд, насмешки, мрачность и враждебность в общении (даже без резких слов) отталкивают ребенка, разрушают общение.

3. Для эффективного общения необходимо желание, установка доброжелательной вежливости. Это спокойный тон, дружелюбный вид, мягкость во взгляде.

4. Попробуйте проконтролировать, оценить свое общение с ребенком. Ключ к успеху - спокойствие, терпение, доброжелательность.