- Александр Алексеевич, можно ли сказать, что предстоящий День знаний пройдет для милиции в так называемом усиленном режиме?

- Не только День знаний. Начальникам территориальных органов внутренних дел приказано разработать специальные планы обеспечения безопасности учебных заведений на период с 31 августа по 2 сентября: произвести расчеты сил, определить алгоритм действий, в том числе в случае осложнения обстановки, проинструктировать сотрудников, обеспечив их оружием, средствами связи и индивидуальной защиты.

- Милиционеры будут в штатском или в униформе?

- Разумеется, в форменной одежде, но если нужно, мы направляем в патруль и милиционеров в штатском.

- Психологически, наверное, это правильнее. А как быть с тысячью учеников и стольким же числом их родителей, которые выстроятся 1 сентября вокруг каждой школы? Очевидно, потребуется проверка - ведь каждый школьник принесет с собой рюкзак или сумку через плечо.

- Такая проверка предусмотрена: будет проводиться досмотр, в том числе с применением технических средств и служебных собак.

- Весьма трудоемкая процедура... Какое же количество сотрудников милиции предполагается задействовать для охраны одной школы?

- Отвечу на ваш вопрос так - количество, необходимое для обеспечения безопасности данной конкретной школы.

- Что ж, коротко и ясно. В силовых структурах распространен такой термин, как «оперативная разработка». Очевидно, комплекс мер по обеспечению безопасности не ограничится размещением стражей порядка вокруг школ - будут предприняты и упреждающие меры?

- Разумеется. Во-первых, сотрудники милиции устанавливают контакты со школьным техническим персоналом, работниками жилищно-коммунальных организаций, жителями прилегающих к школам домов для получения упреждающей информации. Во-вторых, задерживаются до выяснения лица, проявляющие нездоровый и повышенный интерес к учебным заведениям и коммуникациям вблизи них. В-третьих, эвакуируется бесхозный автотранспорт, строительные бытовки, контейнеры и другие объекты, которые могут быть использованы для закладки взрывных устройств.

- Не совсем понятен второй пункт: каким образом измеряется степень интереса ну, скажем, прохожего к расположенной неподалеку от него школе?

- Прохожий может просто идти мимо, а может фотографировать школу или интересоваться расположением жизненно важных объектов на ее территории.

- Спасибо, что пояснили. Теперь у нас есть возможность предупредить наших читателей: не производите видео- и фотосъемку образовательных учреждений накануне Дня знаний во избежание недоразумений! Так, значит, милиция контролирует теперь не только территорию школ, но и прилегающие окрестности? Трудновато за всем уследить.

- Именно поэтому мы настоятельно просим администрацию школ, детских садов, колледжей и высших учебных заведений поставить системы видеонаблюдения. Они значительно упростят контроль за территорией и зданиями.

- Какие еще профилактические меры вы можете порекомендовать руководителям образовательных учреждений?

- Необходимо заключить договора на охрану учебных заведений с вневедомственной охраной и частными охранными предприятиями, а также установить кнопки сигнализации в учебных зданиях с выводом на пульт централизованной охраны или в дежурные части ОВД.

Результатом недавней встречи министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко стало совместное рекомендательное письмо «О комплексе мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений». Письмо разослано во все МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации, а также в региональные управления образования. Так что неделя, оставшаяся до 1 сентября, будет многотрудной не только для силовиков.

Мы публикуем текст рекомендательного письма «О комплексе мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений».

Вопросы обеспечения безопасности общеобразовательных учреждений, сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, их защита от противоправных посягательств имеют особую важность.

В связи с подготовкой к новому 2005/2006 учебному году и в целях обеспечения безопасности общеобразовательных учреждений, предотвращения террористических и экстремистских акций, иных преступлений в отношении детей, преподавательского состава и технического персонала школ рекомендуем провести следующие совместные мероприятия:

1. Организовать проверки всех структур, осуществляющих охранную деятельность в общеобразовательных учреждениях на предмет наличия соответствующих оснований.

2. До 1 сентября 2005 года провести методические объединения преподавателей основ безопасности жизнедеятельности с привлечением сотрудников органов внутренних дел, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, психологов по вопросам выработки рекомендаций при возникновении экстремальных ситуаций, в том числе при возникновении террористической угрозы.

3. Провести совместные инструктивные совещания представителей органов внутренних дел с работниками общеобразовательных учреждений по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся, воспитанников с привлечением сотрудников органов внутренних дел по борьбе с терроризмом и организованной преступностью.

4. Провести разъяснительную работу с учащимися о поведении при обнаружении взрывоопасных предметов и бесхозных вещей, имеющих сходство с взрывными устройствами.

5. Обеспечить участие представителей органов внутренних дел (сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных милиции и Госавтоинспеции) в проведении августовских педагогических совещаний.

6. Рассмотреть вопросы:

6.1. О предоставлении отдельных помещений в общеобразовательных учреждениях для школьных инспекторов милиции и сотрудников органов внутренних дел по делам несовершеннолетних для организации и проведения профилактической работы с учащимися.

6.2. О возможности привлечения специалистов органов внутренних дел для проведения занятий с учащимися по вопросам безопасности жизнедеятельности, изыскать возможности финансирования этих занятий.

7. Организовать силами образовательных учреждений дополнительного профессионального образования переподготовку сотрудников органов внутренних дел, работающих с детьми, по вопросам педагогики и возрастной психологии.