Средство от ангины

Начиная с 1992 года, когда дипломированный специалист биолого-химического факультета Мордовского государственного педагогического института переступила порог 7-й школы в качестве учителя, Елена Антонова не изменяет своей профессии. «Нет, не жалею, что стала учителем, но тяга к врачеванию неизбывна. В семье шутят: несчастный тот человек, кто заболел. Тогда я - врач, и в ход идет все: ингаляции, отвары, уколы, горчичники. Читаю медицинские справочники. И врачам говорю: не надо делать анализы, я знаю, что у моего ребенка, описываю симптомы и называю заболевание, и врачи соглашаются. Зная мои склонности, даже коллеги спрашивают, что болит, как лечить, а потом идут к врачу, и все сказанное мной подтверждается. Я и девятиклассникам - они изучают анатомию - говорю: «Вы можете не знать какие-то химические формулы, законы, но знать про строение своего тела, как оно функционирует, вы обязаны».

Мне запомнился вопрос, который задали на самоанализе урока на «Учителе года»: если бы вам еще раз пришлось показать этот урок, что бы вы в нем изменили? Я, конечно, ответила, но потом пришла домой и думаю: можно и это изменить, так что самоанализ дальше пошел. Хороший вопрос заставляет задуматься. Он наподобие этого: что бы ты изменил в жизни, если бы еще раз родился? В этом году был такой вопрос на республиканском конкурсе - все ответили: только учителем. Но я... Мне нравится эта профессия, но надеюсь, что мой сын осуществит то, о чем я мечтала с детства. Мой младший столько перенес, что с пяти лет у него желание стать врачом.

И в школе для меня главное - это здоровье ребенка, тема, над которой я работаю, так и называется «Создание и реализация здоровьесберегающих условий в процессе обучения биологии».

По этому поводу Елена Викторовна даже поспорила на республиканском конкурсе-2004 с одной заслуженной учительницей. На пресс-конференции «В чем заключается миссия учителя?» та утверждала, что самое главное - это успехи в учебе ребенка. На что Антонова возразила: «В моем понимании миссия учителя - не только научить своему предмету, но и дать знания, которые пригодятся детям в жизни. Чтобы они встали на ноги и твердым уверенным шагом пошли по жизни». «Знаете, было немножко обидно, что я в городе и на республике оказалась единственной, кто работал в номинации «Здоровьесберегающие технологии». Обидно, потому что учителя ставят на первое место не здоровье ученика, а свой предмет. Я всегда спрашиваю, а сколько ребенку приходится заниматься, чтобы достичь таких успехов, тратить здоровье? Из-за этого, наверное, у меня нет таких успехов, потому что я, сберегая детей, даю задания только по программе. Подготовить что-то дополнительно - доклад, реферат, только по желанию самого ученика, исходя из его физических возможностей и способностей. И когда готовлю на олимпиаду, в первую очередь спрашиваю, кому из детей понадобится биология в будущем. Занимаюсь с теми, кто собирается поступать на биологический или медицинский, потому что они понимают, что это им надо. И тогда есть победы и на олимпиадах, как было в прошлом году. Я полностью согласна с нашим директором Татьяной Николаевной Окуневой, когда она говорит: «Нет плохих учеников, есть нераскрытые таланты».

Склонность к врачеванию Елена Антонова удивительнейшим образом соединила со своей учительской профессией. Подтолкнула на это экскурсия в центр здоровья лицея №4, где проходил очередной семинар биологов. Центр рассчитан на учеников начальных классов этой известной в Рузаевке «Школы здоровья», и здесь есть фитобар, кабинет массажа и ЛФК и другое, посредством чего можно поддерживать и укреплять здоровье школьников. В своей школе Елена Викторовна начала с простого - мята, мелисса, ромашка, зверобой. Так появился кружок «Лекарственные травы», на сегодняшний день единственный в Рузаевке, и автор программы, утвержденной городским управлением образования, - учитель школы №7 Елена Антонова. На первом этапе ребята учатся различать лекарственные растения из множества других, потом готовят отвары сначала из одного растения, а затем уже делают сборы - грудные, мочегонные. А однажды в учительской появился фитобар - члены кружка вместе с Еленой Викторовной решили помочь своим педагогам в оздоровлении. «Мы готовим отвары, но это не значит, что мы все пьем, - улыбается учитель года-2004. - Мяту, калину, рябину ребята пьют с удовольствием. Они даже сами предлагают рецептуру - давайте попробуем добавить это, положить то-то. Иногда и названия сами дают. Помню, на городском турслете, куда я ездила три года подряд в качестве повара и медсестры, предложили вести рубрику в газете. Тогда все очень смеялись, когда мы написали рецепты, придумав им шуточные названия: настой «Спи спокойно», отвар «Сходи легко», «Бурная ночь для педагогов». Нам даже высокий балл за это поставили.

И родители хорошо относятся к нашей работе. Интересуются ароматерапией. Даже обращаются с просьбами, чтобы ребенок сам, конечно, под моим руководством приготовил на занятиях прописанный ему врачом отвар, чтобы использовать дома. И домашние задания с детьми делают вместе. Одна моя ученица на факультативе по валеологии с восторгом рассказывала, что она, оказывается, улыбнулась маме еще в роддоме. Вот такие подробности дети «заставляют» вспоминать своих родителей, и это общение делает их ближе. А не было бы задания, и девочка никогда не узнала бы об этом».

А хотите действенное средство от ангины? Как раз летом оно и пригодится, тем более уже проверено в походных условиях. Однажды Елена Викторовна приехала на турслет двумя днями позже, и выяснилось, что ребята так накупались, что один заболел ангиной. Тогда учительница и предложила захворавшему девятикласснику вычитанный на днях нетрадиционный способ лечения: нужно поймать лягушку, подышать на нее и отпустить. Тогда болезнь перейдет к ней. На полном серьезе парень принес лягушку да еще спросил: «Подойдет ли такая?» - и после одобрения проделал всю процедуру. «И что вы думаете, на следующее утро горло у него было чуть розоватое, а после мази и совсем прошло. Так что теперь у нас проверено - все купаемся, затем ловим лягушек, дышим на них и отпускаем!» - смеется Елена. А я слушала и удивлялась - это ж каким авторитетом надо обладать у современных подростков, непредсказуемых в своих поступках, чтобы не побояться предложить им такое.

Ее надежный тыл - семья, и без поддержки и профессиональной помощи мужа было бы трудно выдержать этот марафон. Только им известно, сколько было бессонных ночей, чтобы подготовиться к очередному этапу городского, а потом и республиканского конкурсов. Лев Николаевич преподает физкультуру в той же школе, что и супруга. «Мне говорят, тебе повезло, что муж - учитель, он понимает все эти проблемы, трудности. Мы приходим домой - у нас и здесь начинается школа. Иногда он меня учит: ты слишком мягкая. И это чувствуют дети». Елена Викторовна и не стесняется своей мягкости, не скрывает своей доброты. Именно поэтому все без исключения ее пятиклассники отметили эту черту характера. А Надя Годунова сказала: «Наша учительница своей лаской нас греет!» Так могли бы сказать и многие другие ученики - не зря же доверяют ей иногда такие секреты, о которых стесняются рассказать и мамам, и близким подружкам. Она и своих учеников хотела бы видеть более внимательными к окружающим их людям. Конечно, не менее важно и все остальное, считает она, но были в этом учебном году случаи, когда дети оказались равнодушны к судьбе некоторых одноклассников. «Вы заметите, что нужна ваша помощь, взаимовыручка, только если будете присматриваться, как чувствуют себя другие люди», - говорит Елена Викторовна своим ученикам.

Это общение с детьми, ее уроки и помогли администрации школы увидеть в Елене Антоновой то творческое начало, которое должно быть в учителе. «Она интереснейшая личность, обладает огромной работоспособностью, постоянно стремится к совершенствованию, и когда Елена Викторовна победила здесь, на городском конкурсе, то мы не удивились этому, - говорит заместитель директора школы Алла Лукачева. - Когда она победила на республиканском конкурсе, нам это было приятно». А всероссийский конкурс ей столько дал! Общение с лучшими учителями России, сотрудничество с Мордовским республиканским институтом образования. С тех пор Елена Викторовна с благодарностью вспоминает Татьяну Самсонову, Валентину Маркееву и Людмилу Грунюшкину. А само выступление на конкурсе ее утвердило, точнее, она самоутвердилась как учитель, как педагог. К тому же конкурс много дает не только участнику, но и всему педагогическому коллективу - еще больше сплачивает, потому что все «горят» этим, желая удачного выступления, победы.

«Это творческое соревнование - проверка на прочность, на что я способна. У меня как-то по жизни была заниженная самооценка, но я всегда с восхищением смотрю на остальных. У педагога действительно должна быть изюминка! - восклицает Елена Викторовна. - Мне говорят, Лена, неужели ты не чувствуешь, что стала выше на ступеньку, на несколько ступенек? Чувствую, но опять же раскрепощенной ощущаю себя в обычной аудитории. Сцена для меня - запретная зона. Мне надо быть наравне с детьми, чтобы я могла ходить между ними, присесть рядом и раствориться среди них».

Фото автора

Мордовия