Цели урока:

1. Образовательная: Практическое применение усвоенного материала; знание общих принципов работы табличного процессора Excel и умение составить программу для решения конкретной задачи; приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность.

2. Воспитательная: Сформировать понятие о вычислениях в электронных таблицах как о наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике; воспитать творческий подход к работе, желание экспериментировать; профессионально ориентировать и готовить учащихся к трудовой деятельности.

3. Развивающая: Развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы; способственность логически рассуждать, делать эвристические выводы; умение выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать ее и оформить; умение применять знания для решения различного рода задач.

Комплекс аппаратного

и методического обеспечения:

1. Пакет MS Office с табличным процессором Excel 95/97/2000.

2. Инструкционные карты с заданиями для трех групп «Склад», «Бухгалтерия», «Экономисты».

3. Схема - плакат «Окно Excel».

4. Этикетки лакокрасочной продукции.

5. Схемы-вопросы по контролю знаний.

6. Телевизор или проекционный экран.

7. 4 персональных компьютера.

Предполагаемый результат: модель деятельности фирмы по продаже продукции.

Межпредметная связь: математика.

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин.): знакомство с учащимися; постановка темы.

2. Проверка знаний принципов работы табличного процессора, правил записи содержимого ячеек, эффектов оформления (5 мин.).

Проводится в игровой форме: ученик выбирает ячейку на схеме таблицы «Окно Excel» и отвечает на скрытый в ячейке вопрос.

Схема представляет собой масштабную копию экрана монитора во время работы в электронной таблице. Такая схема выполнена на плотной бумаге размером 2х1,5 м, она очень наглядна и доказала свою методическую эффективность на многих уроках. Она позволяет демонстрировать, какая информация заносится в ячейки (полоски бумаги клеятся на схему), и иллюстрировать выбор тех или иных операций в табличном меню и на иконках.

Задание появляется на экране телевизора через видеокарту учительского компьютера. Задания разработаны так, чтобы подготовить учащегося к дальнейшей работе. Если учащийся не отвечает на выпавший ему вопрос или отвечает неполно, другие могут дополнить его ответ.

Табулирование функцию Y=x/(x2+1) на отрезке [-2,2] с шагом 0,5.

Задания:

1. Создать новую книгу.

2. В ячейке D1 написать Функция.

3. В ячейке Е1 написать Y=x/(x^2+1).

Если выражение не уместилось в ячейке, ячейку можно расширить...

4. Таким же образом заполнить ячейки Е3, F3,F5,G5.

5. В ячейке А1 записать X, в В1 записать Y.

6. В ячейку А2 внести начальное значение -2.

7. Заполнить лежащие ниже ячейки в столбце А значениями с шагом 0,5. Для этого воспользоваться функцией Автозаполнения.

- Сначала выделить диапазон ячеек А2:А10.

- Выполнить команды Правка - Заполнить - Прогрессия.

- Установить Шаг 0,5 и Предельное значение 2.

8. В ячейку В2 записать формулу =А2/(А2^2+1).

9. Заполнить лежащие ниже ячейки в столбце В соответствующими формулами. Так как формулы одинаковы по сути, можно скопировать формулу из ячейки В2 в остальные ячейки. Для этого:

- Выделить ячейку В2.

- Дать команду Правка - копировать.

- Выделить диапазон ячеек В3:В10.

- Дать команду Правка - Вставить.

10. Уменьшить количество знаков до сотых, для чего выделить диапазон В2:В10 и щелкнуть пиктограмму Уменьшить разрядность.

11. Построить график функции.

- Выделить диапазон значений Y начиная с В2.

- Щелкнуть пиктограмму Мастер диаграмм.

- В 1-м шаге мастера диаграмм выбрать Нестандартные - Гладкие графики - Далее.

- Во 2-м шаге мастера диаграмм в графе Ряд заполнить Имя Y=x/(x^2+1).

В графе Подписи по оси Х ввести = Лист1!$А$2:$А$10 нажать Далее.

- В 3-м шаге мастера диаграмм в графе Линии сетки выбрать Основные линии по осям Х и Y и нажать Далее.

- В 4-м шаге отметить расположение диаграммы На отдельном листе и нажать Готово.

12. Сохранить книгу под именем Grafic.xls.

3. Постановка целей урока и знакомство с формой занятия (5 мин.).

Объяснение специфики фирмы по продаже лакокрасочной продукции.

На уроке моделируется производственная ситуация: учащиеся делятся на 3 группы по 2-4 человека. Это отделы: «Бухгалтерия», «Склад», «Экономисты». Учителю отводится роль директора фирмы. В каждый отдел назначается старший. На каждую группу - один персональный компьютер.

Здесь требуется сделать пояснение, т.к. не каждый ученик работает на индивидуальном компьютере. Цель урока - это коллективный проект, а не отработка личностных умений и навыков. Однократное применение такой формы работы на уроке не может нарушить целостности преподавания информатики, а только разнообразит занятия.

Каждый участник выполняет в группе свою задачу: работает с электронной таблицей, готовится к защите своей программы на плакате-схеме, проверяет правильность математических расчетов.

Объяснение задач групп и участников группы.

«Бухгалтерия» работает непосредственно с клиентами фирмы - рассчитывает стоимость покупки произвольного набора лакокрасочной продукции.

«Экономисты» рассчитывают заработанную плату участников проекта исходя из представленного им принципа оплаты.

«Работники склада» реализуют ноу-хау фирмы, ее эксклюзивную услугу. Суть услуги заключается в том, что клиенту не нужно рассчитывать, сколько единиц банок краски ему нужно приобрести для покраски пола или стен. Эту проблему решают специалисты склада, им нужно только назвать метраж помещений. Группа «Склад» решает задачу математического характера. Она самая многочисленная, и ей требуется усиленное внимание со стороны «директора»-учителя.

Для формирования таблиц учащиеся используют данные с этикеток пяти видов лакокрасочной продукции: краска для пола, для стен, белила, лак, олифа. Каждый вид расфасован в тару определенной емкости, имеет свою цену и расход при использовании. «Отделы» должны определить, какие из этих данных они будут вводить в свои программы. Если такая задача вызовет серьезные затруднения, возможно применение инструкционных карт с табличными заготовками, в которых показана структура таблицы и заштрихованы ячейки с формулами (см. стр. 70).

4. Работа в группах (18 мин.).

Отделы приступают к работе. В это время периодически происходят «производственные совещания», на которых «директор» контролирует ход работы и вносит замечания и поправки.

5. Защита проектов (5 мин.).

Один представитель группы выходит к схеме-плакату и показывает, как выглядит таблица для решения задачи их отдела. Отдел «Экономисты» называет объем заработанной платы каждого работника фирмы.

6. Работа с клиентами (3 мин.).

«Клиента» встречает «директор», знакомит с услугами фирмы, интересуется, какая продукция ему требуется. Далее «клиента» встречают «работники склада», узнают метраж помещения, вводят данные в компьютер и называют клиенту, сколько единиц той или иной продукции (банок) он должен приобрести.

С этими данными «клиент» обращается в «бухгалтерию», где ему предоставляют чек с суммой оплаты за товар.

7. Домашнее задание (2 мин.).

Подготовить таблицы для организации работы подобной фирмы - по продаже обоев 5 типов с услугой расчета числа рулонов.

8. Подведение итогов урока, выставление оценок (4 мин.)

Самоанализ урока

Этот урок, проведенный на конкурсе «Учитель Оренбуржья», достиг своей главной цели. Он показал, что учащиеся готовы к получению знаний через разрешение проблемных ситуаций. Все группы справились с задачей: подготовили таблицы, защитили их и проверили корректность расчетов на практике. Доброжелательные отношения в группах подтвердили тезис о том, что коллективная работа приносит высокий педагогический результат. Ситуация ролевой игры, максимально приближенной к реальной, создала высокий психолого-нравственный настрой у ребят.

При подготовке урока такого типа преподавателю крайне важно учитывать каждую мелочь, прогнозировать развитие других сценариев хода занятия. Такой урок требует от педагога высокого темпа работы, максимальной концентрации и вдохновения для создания необходимого микроклимата на уроке.

Павел Гусев