Может быть, интересна история о том, как появился наш проект. Он появился очень естественно. Он вызрел и появился в нужное время и в нужном месте. В течение многих лет большое количество инициаторов, авторов, преподавателей школьного, вузовского уровня, преподавателей ИПК занималось огромным количеством проектов, программ по гражданскому образованию в России. Участники партнерства «СИВИТАС-Россия» реализовывали большое количество интересных проектов, программ, и постепенно выкристаллизовывался самый эффективный опыт. И становились понятными те области гражданского образования, те его компоненты, которые являются ключевыми. И два года назад, в 2003 г., когда собрались в Санкт-Петербурге участники партнерства «СИВИТАС-Россия» из Самары, Москвы, мы посоветовались и определили ключевые моменты. И среди них оказалось не только традиционное содержание образования, как основные концепции, как основные понятия, а также методы определенные, специфические методы обучения или организации деятельности учеников. Они позволяют развивать особые навыки и комплексные универсальные компетентности гражданина для жизни в современном обществе, а также уклад школы, уклад учебного заведения как обязательный элемент гражданского образования. И возможно, базового элемента, в отсутствии которого само по себе знание, сами по себе навыки не смогут появиться или будут очень неестественными, воспринимаемы искусственно. В таком случае без соответствующих отношений, без уклада, без демократического пространства как модели гражданского общества такие знания вызовут скорее двоемыслие, цинизм.

Среди методов гражданского образования наиболее оптимальным признан метод социального проектирования, больше всего нам известен проект «Гражданин». Это универсальный способ развития гражданственности, гражданской компетентности, навыков сотрудничества, участия в решении проблем социального взросления. И никто не возражал, что это должно быть обязательной частью гражданского образования.

С другой стороны, мы обнаружили, что, когда говорим о каких-то результатах гражданского образования, мы интуитивно понимаем, какой образ выпускника хотим видеть. К чему он должен быть способен, к какой деятельности, какими должны быть у него знания, умения, навыки, какие качества развиты. Здесь мы встречаемся с трудностями. И помочь их решить может работа над таким элементом гражданского образования, как оценивание. Я понимаю оценивание не как выставление оценки, нельзя определять, каков замер гражданственности, кто гражданин на пять, а кто гражданин на троечку, а как использование инструмента, который может помочь учителю, школе, автору программы.

Можно задаться вопросом, какой мы можем иметь результат в программе гражданского образования. Как мы измерим этот результат? Как мы докажем самим себе и окружающим, что мы этого результата достигли. Вот определение таких показателей, инструментов доказывания того, что этот результат есть, это и составляет предмет темы оценивания. Такие способы мы определили. Это содержание гражданского образования, методы активные и интерактивные, социальные проекты, уклад школьной жизни, оценивание.

И как раз, наверное, так совпало, что к тому моменту у партнерства «СИВИТАС», у наших организаций, Петербургского института права, Центра «Живое право», у Самарского регионального центра гражданского образования, у московских коллег, у Ассоциации «За гражданское образование» уже накоплен очень большой опыт работы с учителями в разных регионах России.

Мы понимали, что надо продолжать работу с учителями, насколько это возможно, и расширять. Но страна велика. Огромная страна. И наши усилия - разовые усилия. Вопрос о том, как сделать гражданское образование стабильным, должен быть решен не только в форме разовых семинаров. А как внедрить эти инновации, чтобы они стали рутинными? Чтобы любой учитель мог получить доступ к материалам, тренингам, к новым современным подходам, к содержанию и методам оценивания, социальным проектам.

Оглянувшись вокруг, мы увидели, что существует, конечно же, система институтов, система педагогического образования. Эта система по своему статусу, по своим должностным обязанностям должна ежедневно, постоянно заниматься подготовкой учителей, повышением их квалификации, внедрением этих самых инноваций.

И совершенно логично было бы предложить преподавателям институтов повышения квалификации, педвузам воспользоваться тем наработанным опытом, который имеется в наших проектах, стал результатом нашей деятельности. И тогда была задумана данная программа по повышению квалификации, развитию профессионального потенциала для преподавателей педвузов и ИПК. И принцип ее в том, что она очень практико-ориентированная и построена специальным образом. Преподаватели педвузов и ИПК составляют региональные команды.

Пока мы отобрали 9 регионов, которые выразили желание участвовать. Участие в команде и из ИПК, и из педвузов было обязательным условием. Мы рассчитываем, что возникнут местные региональные партнерства. Большую часть команд представляют еще и центры гражданского образования. Во время семинара в Литвинове мы убедились: число их будет увеличиваться. В течение двух с половиной лет будут моделироваться образовательные ситуации по темам. В июле-августе 2005 года прошел семинар в Санкт-Петербурге, в декабре 2005-го - по социальному моделированию в Самаре, весной 2006 года - в Москве по укладу школы и демократическому пространству. Участники их между этими семинарами или сессиями будут на своих рабочих местах, в своих регионах, в педвузах и ИПК, в школах применять тот опыт, который они получили на семинаре. Анализировать практику, которую они будут проводить в регионах, разрабатывать собственные планы занятий, проекты, курсы, предложения к стандартам, инструменты оценивания, инструменты экспертизы школы. Обсуждать их на последующих семинарах.

Мы надеемся, что сможем оказать экспертную поддержку. Поможем пригласить экспертов, часть из них присутствовала на семинаре в Литвинове, которые смогут сопровождать работу участников. Это не разовые встречи, это непрерывная работа одной большой-большой команды. В своих регионах участники будут не одиноки, им будут помогать в их организациях. И мы рассчитываем на помощь в системе управления образованием.

Кроме семинаров, мы будем стараться информировать участников, оказывать им помощь, чтобы они смогли принять участие в других мероприятиях партнерства «СИВИТАС».

Мы максимально постараемся использовать возможности мобильных семинаров по активным методам обучения, которые проходят в регионах. Участники нашей программы бывали на них и в качестве слушателей, и в качестве тренеров, членов жюри. Они принимают участие в разных качествах, в акциях «Я - гражданин России», в семинарах по «Живому праву». Все вместе за это время, как минимум, сможем оказать друг другу помощь, чтобы качество работы каждого из участников стало лучше, и это уже будет для нас неплохим результатом.

Если сложатся региональные команды и они смогут реализовать даже частично те грандиозные планы, которые, может, несколько идеальны пока, но очень вдохновляющие, это будет потрясающим результатом. Может быть, сможем получить общий национальный эффект от этой программы. Мы думаем, что такая программа из набора ключевых тем, за которыми стоят тренеры и эксперты, для проведения которых подготовлены учебно-методические комплексы, может стать моделью для работы некой сетевой структуры. Ее условно можно назвать национальной тренинговой сетью, которая способна превратиться в институт или в академию в научном, учебном смысле слова и которая может работать по принципу ориентации на заказ, на потребности региона, отдельного образовательного учреждения, будь то педвуз, ИПК, факультет, лицей, колледж, школа и т.д. Тогда бы люди определяли свои потребности: чего им не хватает в развитии сферы гражданского образования, какого тренинга, каких материалов, каких изменений в своем учреждении. Они могли бы ставить свою задачу, академия подбирала бы соответствующие элементы программы. А тренерами могли бы выступать в том числе и нынешние участники. И такая сеть могла бы объединить и организации, а не только людей. Везде есть интересный опыт, масса талантливых людей. А сейчас пока есть все-таки проблема информационного обмена. И каждый семинар, и каждая наша встреча показывают: люди с огромным интересом узнают, что даже в соседнем регионе, в том же городе есть очень полезные наработки, а мы о них не знали. По ходу работы мы будем максимально использовать возможности интернета.

Аркадий ГУТНИКОВ, зам.председателя Совета института, Санкт-Петербургский институт права имени принца П.Г.Ольденбургского