Мы - дети великой России.

В дела превратим мечты.

Если не мы - то кто же?

Кто же, если не мы!!!

В этом году на областной конкурс было представлено 10 проектов военно-патриотической тематики. Не случаен интерес к этой теме, так как вся страна готовится отметить 60-летний юбилей Великой Победы. И пусть не все команды, представившие проекты, стали участниками финала, что гораздо важнее, - за каждым из них реальные дела, направленные на увековечение памяти героев Великой Отечественной войны, помощь ветеранам, солдатским вдовам, интересная краеведческая и поисковая работа. В финал конкурса вышли два проекта, признанные жюри лучшими в данной номинации.

Команда школы №32 г.Орла представила проект «И мужество, как знамя пронесли!..», посвященный созданию музейной экспозиции о героях-подпольщиках. В их школе учился организатор молодежного подполья города Орла В.Сечкин. Ребята провели большую поисковую работу, отыскали много интересных документов, подготовили содержательную экскурсию об этом замечательном человеке и его товарищах по подполью.

Команда Бунинской средней школы Урицкого района защищала проект «Никто не забыт и ничто не забыто!». Жюри и зрители с большим интересом познакомились с деятельностью поисково-исторического кружка «Архивариус». То, что удалось сделать ребятам, достойно всяческого уважения: члены кружка восстановили статус солдатской вдовы Авилковой Анны Яковлевны, добились предоставления ей положенных льгот. Благодаря усилиям школьников, пожилой одинокой женщине была бесплатно проведена газификация. А самое главное - юные граждане смогли на деле доказать, что «никто не забыт!», что надо активно действовать, чтобы реальную помощь получили те, кто так в ней нуждается!

Многие работы были посвящены решению различных проблем школьной жизни. Так, ученики Глазуновской средней школы из поселка Глазуновка представили проект благоустройства школьного двора и окультуривания прилегающей территории. Отвечая на вопросы из зала, ребята рассказали о том, какой вклад внес каждый из них в это важное и нужное дело, поделились планами на ближайшее время. Проект «Школьный дворик - уголок моего детства» вызвал живой отклик у зрителей.

Информированность и компетентность современных школьников позволяют им на научной основе браться за решение такой проблемы, как реформа школьного самоуправления. Свой взгляд на выборы президента школы представили учащиеся школы №7 Мценска в проекте «Я выбираю сам!». Презентация вызвала большой интерес у зала и жюри. Кащавцева О., ведущий специалист аппарата областной избирательной комиссии, задала ребятам несколько вопросов и отметила высокий уровень подготовленности школьников. Мценские юноши и девушки прекрасно держались на сцене, отвечали на вопросы, и было видно, что это действительно настоящая команда, а у школы в результате реализации проекта появился настоящий, достойный президент.

Так случилось, что в этом году жюри решило выделить в отдельную номинацию «Имею право!» проекты, объединенные правовой тематикой. Это актуально для современной школы. Растет интерес к правовым аспектам школьной жизни, защите прав ребенка в школьном сообществе, правовому просвещению.

Интересный и перспективный, по мнению жюри, проект «Правовой букварь» представили школьники гимназии из города Ливны, старшеклассники которой взялись за создание книги для младших школьников, посвященной Российской Конституции и правам человека. Для презентации ребята выбрали необычную форму с элементами театрализации и диалога с залом. Прекрасную песню о России подарила всем руководитель команды Маргарита Якимова. Надеемся, что созданная ребятами книга скоро увидит свет.

Часто бывает так, что даже тогда, когда есть осознанная необходимость пополнить свои знания в какой-либо сфере, не каждый может справиться с этой задачей самостоятельно. Ребята из школы №20 г.Орла решили действовать по принципу «Ум хорошо, а чем больше, тем лучше!» и создали правовой клуб с замечательным названием «Маячок». Разработали устав, программу и план работы, собрали единомышленников. Деятельность учащихся вызвала большой интерес у педагогов, школьников, родителей. В своем выступлении они призвали всех своих ровесников: для защиты прав детей в школьном сообществе, для оказания помощи ребятам, попавшим в трудные жизненные ситуации, давайте будем зажигать «Маячки» в каждой школе!

Наша малая родина... Она дорога нам с детства, и как замечательно, что ребята стараются сохранить и преумножить красоту своей родной Орловщины, своих городов, поселков, деревень. «Если бы каждый на маленьком кусочке земли сделал все, что может, как прекрасна была бы земля наша!..» Именно по этому принципу и живут ребята, чьи проекты посвящены решению проблем экологии. Первыми в номинации «Зеленый мир» (эколого-культурологические проекты) свою презентацию на суд зрителей и жюри представили ребята из города Болхова, из районного Дома творчества молодежи. Зал наполнился восхитительными звуками живой природы: шумом дождя, голосами птиц, шелестом листвы... Это стало отличным фоном для защиты проекта под названием «Зеленый след», который посвящен проблемам благоустройства их родного города. Возрождение малых городов России - дело благородное и востребованное! И как здорово, когда молодежь принимает в этом самое активное участие. Отвечая на вопросы из зала, члены команды особо подчеркивали необходимость участия всех жителей, детей и взрослых, в экологическом движении, необходимость для каждого оставить свой прекрасный «зеленый след» на родной земле!

Как сделать промышленную зону города более уютной и приятной для проживания в ней простых горожан, большинство из которых нечасто имеет возможность выбраться на природу? Учащиеся школы №8 Мценска решили приблизить природу к людям и разработали проект создания парковой зоны прямо в самом промышленном микрорайоне. Их проект «Моя малая родина - микрорайон Коммаш» нашел поддержку у городских властей, городского архитектора, а самое главное - в нем выразили желание принять участие (своим трудом!) сами жители. Надеемся, мечты ребят начнут воплощаться в жизнь уже этой весной во время экологического месячника.

Одной из самых содержательных, увлекательных и просто красивых стала презентация проекта «Литературно-экологическая тропа» (город Мценск, МОУ школа №7). У каждого орловчанина имя Ивана Сергеевича Тургенева вызывает всегда прилив самых теплых чувств. Мы любим его творчество и гордимся, что являемся его земляками. Поэтому никого в зале не оставил равнодушным рассказ о плодотворной работе юных мценских экологов и литературоведов с Государственным музеем-заповедником «Спасское-Лутовиново». Идея создания эколого-литературной тропы Бирюка потребовала от авторов больших усилий по реализации проекта. Творческие группы, сформированные по интересам, изучали аналогичный международный опыт, работали с юридическими документами и компетентными специалистами, проводили конкурсы, много поработали на самой тропе, очищая ее от мусора, веток, облагораживая территорию. Разработан текст экскурсии по тропе, создан паспорт проекта, памятки туристам, своими руками ребята изготовили аншлаги. Литературно-экологическая тропа Бирюка действует! К защите ребята подготовились основательно: рассказ о проекте сопровождался показом мультимедийной презентации и демонстрацией наиболее интересных материалов стенда. Это было классно!

Всем известно, что согласно Конституции РФ наша страна является государством социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Но это вовсе не значит, что мы должны ждать каких-либо действий власти для решения наших собственных проблем. Нужно активно действовать самим!

Участники социального проектирования среди школьников отличаются инициативностью и ответственностью, принципиальностью и гражданской позицией.

В номинации «Молодежная инициатива» были представлены проекты, условно объединенные в группу социальных. В финале участвовала команда школы №34 г.Орла с проектом «Спешите делать добрые дела!» (проведение акции милосердия в Доме ребенка). Слушая ребят во время защиты, вдруг понимаешь, что, может быть, и нет ничего важнее в наше не очень-то доброе время, чем научиться чувствовать чужую боль и не проходить мимо тех, кто нуждается прежде всего в человеческом внимании и тепле. И хочется верить, глядя на этих славных ребятишек из тридцать четвертой школы, что станет наше общество гуманнее и добрее, коль подрастают в нем такие люди...

Вне конкурсной программы выступали еще две команды. Совсем немного не хватило им, чтобы бороться в финале за звание победителей. Но у них, мы надеемся, все еще впереди. Это команда Краснозоренской средней школы с проектом «Мы - будущее России» (демографические проблемы района) и команда младших школьников (просто покорившая весь зал!) МОУ №7 города Мценска с проектом «Мы этой памяти верны!». Когда подрастает такая смена, за судьбу конкурса «Я - гражданин России» можно не беспокоиться! Он будет жить на Орловщине!

Хотелось бы отметить высокую активность зрительного зала во время конкурса. Очередь у микрофона не кончалась! И вопросы были отличные: умные, корректные, точные. Жюри отметило самого активного зрителя небольшим призом на память.

Перед жюри стояла нелегкая задача: выбрать лучшие проекты из лучших.

Дипломами первой степени награждены:

- команда учащихся МОУ «Средняя школы №7», г.Мценск, проект «Литературно-экологическая тропа»;

- команда учащихся МОУ «Бунинская средняя общеобразовательная школа», Урицкий район, проект «Никто не забыт и ничто не забыто!».

Дипломами второй степени:

- команда учащихся МОУ «Средняя школа №20», г.Орел, проект «Зажигайте «Маячки!»;

- команда учащихся МОУ «Дом творчества молодежи», г.Болхов, проект «Зеленый след».

Дипломами третьей степени:

- МОУ «Средняя школа №7», г.Мценск, проект «Я выбираю сам!»;

- МОУ гимназия г.Ливны, проект «Правовой букварь».

Закончился пятый областной конкурс «Я - гражданин России». Объявлены его результаты. Все команды-участники награждены памятными подарками, призами, грамотами, благодарственными письмами. Кто-то не скрывает слез разочарования, кто-то переживает радость победы... Но мы-то знаем, что победили все! У нашей страны есть будущее, потому что у нее есть вы, ребята, юные граждане России с неравнодушными сердцами и горячей жаждой деятельности на благо Родины.

Лариса ЖИРОНКИНА, руководитель Центра гражданского образования, Орел