Казахская сторона очень хочет сотрудничать с нами в сфере науки, особенно в ядерных технологиях, области космоса и биотехнологиях. Премьер-министр сказал, что они готовы сами финансировать эти проекты, но российская сторона пока не спешит. «Сейчас мы просим, но вскоре станем работать с другими. За последние 12 лет у нас ни разу не побывал российский министр образования. Зато из дальнего зарубежья к нам приезжают чуть ли не каждый месяц. Бырганым, - он посмотрел на министра образования, - наш главный растратчик бюджета. Расходы на образование каждый год растут в стране на 40 процентов».

Сегодня в Казахстане они составляют 3,8% от валового внутреннего продукта. Более 80% затрат приходится на долю местных бюджетов. Астана полностью финансирует только высшее профессиональное образование, республиканские школы-интернаты и колледжи. Начиная с позапрошлого года, республиканский бюджет стал перечислять целевые трансферты в регионы на строительство объектов образования и некоторые другие программы.

В России еще только собираются вводить предшкольное образование, а в Казахстане предшколу уже посещают 63% детей. Она узаконена. В прошлом году для нее создано 19 учебно-методических комплексов. Каждый такой комплекс состоит из Азбуки-тетради, Хрестоматии, Дидактических материалов и Методического пособия для воспитателей и родителей. У нас до сих пор спорят, какими должны быть стандарты и кто их должен утверждать. Еще в сентябре 2002 года казахстанский министр утвердил своим приказом стандарты по 34 общеобразовательным предметам и базисные учебные планы. По ним и происходит сегодня обучение.

Бежать вместе с детьми

Вера Александровна Ваакс, заместитель директора 36-й школы Астаны, любит рассказывать такую притчу. Однажды маленький мальчик впервые пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: «Дети, сейчас мы будем рисовать цветы». Маленький мальчик очень любил цветы и тут же принялся за дело, но учительница снова остановила его. «Подожди, - сказала она. - Я еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать». И добавила: «Мы будем рисовать... красный цветочек с зеленым стебельком». А на следующем уроке учительница сказала: «Теперь, дети, мы будем лепить цветы». Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница опять остановила его: «Подожди, я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить... красный цветочек с зеленым стебельком». А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: «Дети, давайте рисовать цветы», а потом она через некоторое время подошла к маленькому мальчику и спросила: «А почему ты не рисуешь?», и он ответил: «Но вы же еще не объяснили, какой надо рисовать цветок и как надо это делать». А учительница сказала: «Рисуй такой цветок, который тебе нравится». И тогда маленький мальчик нарисовал... красный цветочек с зеленым стебельком.

Вера Александровна: «Каждый ребенок неповторим, как каждый цветок. А мы до сих пор стараемся выкрасить их всех одним цветом. Посмотрите, мы живем, как на фронте, как на войне, а там только белый и черный цвет. Все у нас фронтально: фронтальный опрос, фронтальные методы обучения... Мы насилуем природу детей и при этом обижаемся, что они плохо ведут себя на уроках. Детей всегда будут учить взрослые. А взрослые, к сожалению, редко помнят себя детьми. Хотя годы берут свое, нам нельзя сдаваться и причитать, как Паниковский: «Мы старые, больные, нас государство не любит». Нам нельзя отставать от детей. Нужно принимать их такими, какие они есть, и бежать вместе с ними. Вот этим и отличаются настоящие учителя». Таких в Казахстане во время нашей поездки мы видели немало.

У Раисы Самсоновны Дембицкой, директора 31-й школы столицы, педагогический стаж 42 года. За эти годы было все: и грустное, и смешное. Больше всего она любит рассказывать две истории. Одну - про своего ученика Дармена Садвакасова, который стал чемпионом мира по шахматам. Вторая же история касается восьмидесятых годов. В ее школу часто привозили иностранцев. И каждый раз инструктировали, как их встречать. Угощать чем-либо категорически запрещалось. Польской делегации показывали, как кормят учащихся. Накрыли столы для группы продленного дня. Гостям понравилось увиденное. Они похвалили повариху, а та, расчувствовавшись, произнесла профессиональную фразу: «Угощайтесь!». Гости тут же уселись за столы и все съели. Бедный гид чуть в обморок не упал. Но гостеприимство - превыше всего.

Четыре в одном

Казахстан опередил Россию с тестированием. С 1999 года здесь знания абитуриентов оценивает независимый от вузов орган, который проводит единое национальное комплексное тестирование для желающих обучаться на основе госзаказа. Прошедшие тестирование абитуриенты участвуют в общереспубликанском конкурсе государственных образовательных грантов и кредитов по специальностям. Получившие гранты или кредиты имеют право выбирать вуз для обучения. Как государственный, так и негосударственный. По этой модели финансируется не вуз, а студенты, которые выбрали этот вуз. Тестирование проводит национальный центр государственных стандартов образования и тестирования.

А вот экзамены на аттестат зрелости проводились традиционными методами. Чтобы представить объективность оценок выпускников, министерство проводило независимое комплексное тестирование. Результаты на «хорошо» и «отлично» снизились с 14 и 0,9 процента в 1999 году до 9 и 0,3 процента в 2002 году. Около 30 процентов школьников не смогли преодолеть минимальный пороговый уровень - 40 баллов из 120. В 2003 году 708 абитуриентов, имеющих аттестат или диплом о начальном или среднем образовании с отличием, тоже не смогли набрать сорок баллов. Особенно низкий уровень был показан по математике, физике и химии.

В связи с этим вместо выпускных экзаменов было решено ввести единое национальное тестирование. Как сказано в официальном документе, «ЕНТ - это независимая от организаций образования государственная система оценки качества образования, основанная на новых технологиях, совмещающая итоговую государственную аттестацию выпускников школ и вступительные экзамены в колледжи и вузы».

Впервые национальное тестирование было проведено в прошлом году. К 15 мая, последнему дню приема, заявления подали 79,29 процента выпускников. При этом 58,9% сдавали тест на казахском языке и 41,1% - на русском. Экзаменационные материалы тиражировались в Национальном центре госстандартов образования. За соблюдением конфиденциальности следили сотрудники Комитета национальной безопасности. Это выглядело настоящей чекистской операцией. Упакованные в мешки экзаменационные материалы доставлялись до областных центров поездами под охраной транспортной милиции. На вокзале их принимали сотрудники КНБ. Если они предназначались для центра, который находился в этом городе, то сразу же сдавались на склад комитета безопасности. В районные города из области материалы тоже доставляли чекисты и сдавали на свой местный склад. Материалы выдавались представителям министерства образования только в день тестирования.

Тестирование проводится в один день сразу по четырем предметам. Три обязательных: казахский (русский) язык, математика и история Казахстана. В качестве четвертого предмета в прошлом году больше всего ребят выбрало географию и биологию, а меньше всего немецкий и французский языки. По каждому предмету 30 заданий, которые имеют 4 уровня сложности. На тестирование отводится ровно три часа.

Самый высокий средний балл выпускники показали по английскому языку - 19,5 из 30 возможных, на втором месте русский язык - 16,2, на третьем казахский - 14,8. Самые низкие средние баллы по математике (9,1), физике (9,9) и всемирной истории (11,3).

Ворон биологу глаз

не выклюет

Анатолий Гаврилович Гаркалов, директор коррекционной школы-интерната, не часто рассказывает своим ученикам о встречах с людьми, которых знает весь мир. Например, с Юрием Гагариным или Арнольдом Шварценеггером. На вопрос почему, отвечает: «Боюсь, чтобы не пошли выключать свет». В одной из школ пригласили на встречу бывшего выпускника колонии имени Макаренко. Пришел пожилой человек с фотографиями, плакатами, книгами. Ему было что рассказать. Он разговорился. Встреча затянулась, дети начали ерзать, отвлекаться. А гость все говорит и говорит. Тогда директор дает знак учительнице. Та выходит и через несколько минут гаснет свет. Директор предлагает: «Свет погас, будем заканчивать». А бывший воспитанник спокойно парирует: «Ничего, я могу продолжать и в темноте».

Анатолий Гаврилович берет другим. В многодневном походе утром все крепко спали. Вдруг прилетел ворон и, усевшись на дерево над палатками, своим карканьем всех разбудил. Высунувшись из палатки, Анатолий Гаврилович зычным голосом поприветствовал незваного гостя на его языке. Ворон обиделся и улетел, а из всех палаток раздался дружный смех слушавших эти переговоры ребят. С тех пор Гаркалова прозвали настоящим биологом.

Президентское слово

18 февраля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с посланием народу страны «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». То, что говорил российский президент Федеральному Собранию об образовании в своем послании, вы можете прочитать в «УГ» от 3 мая. Раздел «Образование и профессиональная подготовка на уровне ХХI» из послания Назарбаева приведу полностью.

«Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику.

Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие технического и профессионального образования на всех уровнях.

Задача казахстанских вузов - предоставлять образование на уровне мировых стандартов, а дипломы ведущих из них должны быть признаваемы в мире. Они обязаны это сделать.

Мы должны гарантировать каждому казахстанцу реальную возможность получения высшего образования.

В целях создания единой системы финансирования обучения студентов из бюджета поручаю Правительству увеличить объем предоставляемых образовательных грантов на 50 процентов за счет числа образовательных кредитов.

И одновременно с этим создать современную систему студенческого кредитования через банки второго уровня с обеспечением гарантии государства по возврату этих кредитов.

Правительству необходимо конкретно рассмотреть вопрос предоставления студентам в период каникул работы в стройотрядах по возведению жилья, развернуть программу озеленения страны «Жасыл ел» и привлечь студентов к этим благородным делам.

Теперь о преподавателях. Их проблемы нам хорошо известны, они решаются, но в одночасье решены быть не могут. Министерству образования совместно с Ассоциацией вузов надо продумать систему поддержки профессорско-преподавательского состава. К примеру, уже сегодня можно ввести государственную стипендию «Лучший преподаватель», которая будет иметь статус гранта на проведение научных исследований в течение года, включая стажировку за рубежом в любой стране.

По моему поручению в текущем году выделено 2 миллиона долларов для привлечения в Казахский национальный университет и Евразийский национальный университет 20 зарубежных консультантов-преподавателей. Почему бы также не поощрять наших лучших специалистов, которых признают на Западе!

Считаю, что надо в первую очередь развивать технические специальности, в которых мы испытываем большой дефицит и вынуждены привлекать кадры из-за рубежа.

Но все начинается со школы. Поэтому с 2008 года мы должны перейти на 12-летнее общее среднее образование, повысить профессиональный уровень педагогов, качество учебников и образовательных программ.

Мы обязаны вернуть престиж и достоинство профессии учителя».

В марте все ведомства, в том числе и Министерство образования и науки, разработали Комментарии по основным положениям послания. А затем сотрудники министерств отправились в регионы на встречи с общественностью. Правительство утвердило Сетевой график исполнения мероприятий Общенационального плана по реализации послания главы государства. Его сроки и результаты контролирует сам премьер-министр. Чиновники между собой называют его «смертный план»: не уложился в сроки, пропустил что-то - предупреждение. Повторилась ситуация через месяц - ищи работу.

Как Ване стать Гошей

Гульмира Исимбаева, начальник Алма-Атынского городского управления образования, рассказывает: «Я учила своих ребят русскому языку через стихи и песни, поэтому половину зарплаты тратила на пластинки фирмы «Мелодия». У нас была, наверное, лучшая коллекция во всей республике. А потом мне предложили десятый класс. Учитель литературы там вместо урока обычно во дворе сидел, а детки стояли на головах. И почему-то только на уроке литературы. Я плакала, я просила, я сказала, что попаду в больницу и умру. Но директор не сдавался, и тогда я попросила защиты у отца. Он преподавал в той же школе. Но он отказался идти к директору, сказав мне: «С хорошим классом любой учитель справится, а вот с плохим... Выстоишь, значит, школа - это твое». Я выстояла. А потом начались перемены. Выборы, демонстрации, митинги. Меня выбрали, по-настоящему выбрали в парламент. В первом туре было пять кандидатов. Я даже сама не поверила, когда подсчитали голоса. Кто я была - сельская учительница. После парламента стала работать в городском управлении. Знаете, чем я горжусь? Тем, что в наши городские лицеи и колледжи по восемь человек на место. И лучший из них, конечно, это Колледж новых технологий, где Ваню учат быть Гошей. Помните фильм «Москва слезам не верит»?

В этом колледже новейшие лаборатории. Три кандидата и один доктор наук. Есть свой музей старых легковых машин, которые собирали по винтику, по шпунтику, и театр моды. Есть знаменитый компьютерный автотренажер. Его создавали как дипломный проект, а теперь такими тренажерами пользуются во всех автошколах республики. Здесь готовят специалистов в самом деле для новой экономики. Вы только вслушайтесь в названия специальностей: компьютерное конструирование и моделирование одежды; компьютерная диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; техобслуживание и ремонт электронной техники; организация авиационных перевозок. Колледж не только сохранил, но и упрочил связи с базовыми предприятиями. Стал вести переподготовку безработных.

Соседи нас опередили

Спрашиваю Кезину, что больше всего впечатлило в Казахстане. Отвечает: «Они давно уже делают то, с чем мы в России только экспериментируем. Там давно учебные заведения имеют другую правовую основу - все они в статусе организаций. Частные вузы преобладают: из 174 - 130 частные. Двенадцатилетка и единое национальное тестирование тоже узаконены. И главное, если президент дал задание, поставил задачу, она в самом деле выполняется. Всеми».

...Наш самолет набирал высоту. Все сидели притихшие. Уставшие, расстроенные расставанием с людьми, с которыми успели подружиться. Я тоже сидел грустный. И вдруг мне вспомнился рассказ Галины Алексеевны Луценко из Астаны. В первом классе она готовилась к уроку чтения. Изучали букву «п». Она вывесила на магнитную доску слоги в таком порядке: пу, пе, по, па, пы, пи. Вдруг слышит, как Тимур на первой парте говорит Улану: «О, сейчас мы будем учиться читать слово «попа». Как только он отвлекся, Галина Алексеевна быстро поменяла слоги местами. Я представляю, как все вместе первоклассники могли хором скандировать получившееся невзначай слово, и громко, заразительно смеюсь. И вместе со мной начинает смеяться вся кезинская команда. Казахстанская поездка превращается в историю. Она больше никогда не повторится. Будут новые люди, новые разговоры, новые школы и колледжи. Но увиденное в этот раз навсегда останется с нами. Как и люди, которые помогли нам все это увидеть.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ

Москва - Астана - Алма-Аты - Москва