В 2001 году межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС приняла подготовленный нами модельный закон об основах социальной политики. Так как сфера образования - первая в этом направлении, там определены функции и обязанности государств в расширении сотрудничества и интеграции их образовательных систем. То есть, считаю, с этого момента в разных государствах стало возможным принятие законов, которые вкупе создали бы правовую основу сотрудничества в рамках принятых основ законодательства ЕврАзЭС.

Мы разработали - и межпарламентская ассамблея приняла - закон о государственных социальных стандартах, рекомендованный национальным законодательством для его принятия. В этом законе есть большой раздел, посвященный стандартам образования, то есть у нас есть согласованная позиция для разработки содержания таких стандартов. Теперь нам надо было бы создать комитет министров образования стран ЕврАзЭС, провести заседание министров и представителей парламентов стран-участниц, чтобы основы законодательства ЕврАзЭС прошли общественно-государственную экспертизу и стали для них основой для образовательного законодательства.

Сегодня Министерство образования и науки РФ подготовило законопроект об экспорте образовательных услуг, который уже рассмотрели и дали ему положительные заключения Совет Российского союза ректоров и Совет ректоров Москвы и Московской области. В свете этого особенно важно создать сеть информационных центров, куда бы вузы могли передавать информацию о том, на каких условиях, по каким специальностям ведется подготовка. Причем не только центральные вузы, но и те, что расположены в разных регионах России. Это поможет экспорту образовательных услуг, особенно если центры будут, например, работать при посольствах России в разных странах. Я не раз бывал во французском посольстве в Москве и всякий раз получал солидную пачку проспектов, релизов, посвященных вузам этой страны. Нам нужно перенимать этот интересный и полезный опыт.

Вся эта работа чрезвычайно важна, потому что позволяет наладить реальное взаимодействие различных национальных образовательных систем в едином пространстве. Причем не только в рамках Болонских договоренностей, но и в рамках ЕврАзЭС.

Николай ГРИЦЕНКО, президент Академии труда и социальных отношений, председатель экспертного научного совета межпарламентской ассамблеи Европейского экономического сообщества