Действительно, ирония судьбы. Я пришел в образование с огромным желанием работать. Желание это не иссякло до сих пор. Но если «семья» перестанет осуществлять (а это уже становится тенденцией) свои функции - нести уют, тепло, понимание, дружбу, - то человечности учителя надолго не хватит. Он, конечно, будет учить, а будет ли видеть тех, кого учит? Интонационное звучание предмета – это авторская песня, а иногда (пока иногда, а не чаще всего) слышится сухой треск прагматизма.

Не прагматики выдвигают идеи, а лирики. Они наполняют застывшие формы свежестью методов и приемов. До сих пор считаю себя любителем, хотя работаю больше десяти лет, и отвечаю знакомым: «Школа - мое хобби».

Как убедить ребенка, что образование ему необходимо? Не надо далеко ходить, нужен всего лишь личный пример родителей. Они учились в то время, когда духовные, нравственные правила общества, культура рассматривались государством как равные составляющие образования. Родители читают – ребенок будет читать; родители идут в музей – и ребенок будет туда ходить. Вот только начинать все это надо практически с пеленок, а не покупать универсальную игрушку – компьютер. В первом классе ломать алгоритм родительского образования уже трудно. А ведь миссия учителя - не учить, а помогать в добыче не только знаний, но и жемчужин искусства: литературы, живописи, театра, кино. Значит, все из семьи! Да, убежден. Тогда картина в доме будет размещаться как образчик духовного диалога с автором, а не для того, чтобы прикрыть дырку на обоях. Всегда пытался сравнить процесс образования с процессом горения. Есть топливо – ученик, есть искра – родители и учителя и есть кислород - наше общество, т.е. среда, в которой все и горит. Измените одну из составляющих – возникнут изменения во всей системе. Учителя и родители – связующее звено между ребенком и обществом, но они еще и взаимоконтролируемые подсистемы. Школа до некоторого времени была замкнутым механизмом, однообразным и похожим в деталях одна на другую. Сейчас есть выбор среди образовательных учреждений. Приходите, смотрите, спрашивайте, выбирайте, а дальше? А дальше не «забывать» о ребенке на десять лет, а вмешиваться в процесс образования. Например, вступить в родительский комитет гимназии, который и будет «тормошить» родителей, и они придут на открытые уроки, совместные творческие программы. Найдутся темы и для педсоветов, и для методических советов, где рассматриваются новые программы спецкурсов и родители просто обязаны принять участие в обсуждении, ведь это коснется их детей! Общественный совет гимназии может создать свой фонд, из которого будут финансироваться те, кто не предусмотрен сметой расходов Департамента образования: учителя факультативных материало- и финансово-затратных курсов, врачи-стоматологи, охранники, технические работники. Этот фонд предусматривает и стипендии ученикам и учителям, помимо этого, решаются хозяйственные проблемы, которых в любом школьном хозяйстве немало.

Конечно, проблемы в школе не иссякнут никогда. Ведь образование – процесс нестареющий. А у молодости сложностей и крайностей всегда хватает.

Алексей СИМУТКИН, учитель технологии русской классической гимназии №2, учитель года Томской области-2003, Томск