Хрупкий цветок

- Я четко помню свой первый рабочий день, когда вошла в маленькую деревенскую школу - деревянное одноэтажное здание с печным отоплением, - рассказывает учитель. - Детвора во все глаза рассматривала меня. Уверенность пропала сразу. Молнией мелькнула мысль: для чего я здесь? Именно в этот момент мое внимание привлек плакат: «Учитель, будь солнцем для своих учеников!» Знаете, я с детства очень люблю солнце. Мне легко и свободно, весело, хочется творить, когда оно светит.

Мы общаемся в аудитории, где преподает учитель. Здесь светло и просторно, нет лишних предметов, и, что замечательно, - много цветов.

- Я очень люблю цветы и не скрываю этого, - улыбается Светлана Михайловна.

Ее чувства передаются ученикам. Однажды, когда учительница покидала аудиторию, обратилась к цветам, словно к детям: «Не скучайте без меня, мои хорошие». На следующий день в классе увидела душещипательную картину - девочки нагнулись над горшочком с цветком и шепчут ему: «Миленький, хорошенький, не скучай без нас, мы тебя очень любим».

По словам Ивановой, маленький человечек - это тот же цветок, только очень нежный и хрупкий. Его легко надломить. Но все лучшее в нем обязательно раскроется и окрепнет, если рядом с ним родители и учитель, излучающие тепло и свет. Каждый здравомыслящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. Говорят, что рецептов счастья нет. А вот Светлана Иванова знает такой «рецепт». Знает, потому что сама счастлива. Каждое утро она с радостью идет в свой класс, а вечером с радостью возвращается домой в свою семью, где ее всегда ждут, где тепло и уютно. Настроение учителя не может оставить равнодушными учеников.

Нестандартный человек

Чтобы повысить свой профессиональный уровень, Светлана Михайловна получила второе высшее образование, окончив в 1998 году Московский открытый педагогический институт по специальности «Учитель-дефектолог, логопед». Знания основ дефектологии и смежных с ней дисциплин помогают учителю эффективно устранять нарушения детской речи на начальном этапе обучения. Коррекционная работа дает положительный результат. Когда Светлана Иванова пришла работать в школу № 52, в классе было семь детей с задержкой психического развития. По окончании третьего класса психиатр сделал заключение, что у детей психические расстройства не наблюдаются. Сейчас Иванова работает в классе с углубленным изучением иностранного языка.

Светлана Иванова ведет педагогический поиск в направлении развития речи и мыслительной деятельности младших школьников. Ее исследовательская работа по формированию навыков беглого чтения получила высокую оценку на областном конкурсе передового педагогического опыта. Полная энергии и творческих замыслов, Светлана Михайловна - активный член лекторской группы областного института усовершенствования учителей и городского методического центра. Имея специальную подготовку по спортивному ориентированию и скалолазанию, Иванова охотно занимается с детьми самого разного возраста.

По словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе Александры Просветовой, учеников Светланы Ивановой отличает умение рассуждать и грамотно высказывать то, что они думают. А это многое значит в обучении младших школьников. Ведь именно здесь закладывается база для средних и старших классов.

Директор школы Григорий Ивачев по-военному лаконичен:

- Иванова - человек нестандартный, она скрупулезна и настойчива. Все начинания и задумки доводит до логического завершения. Инициативна, отличается бойцовскими качествами.

Волшебные ключи

Начальные классы не просто подготовка к средней школе, это четыре года детской жизни. Полноценной человеческой жизни, которую никакими баллами и процентами не измерить.

- Самое главное для меня в педагогике - быть искренней, - объясняет Светлана Михайловна. - Если я что-то люблю, то должна это так преподнести детям, чтобы и они загорелись чувством. Любой учитель должен быть искренним, доверчивым, но одновременно и артистом. Урок своего рода спектакль. Детям надоедает монотонность речи и скучная физиономия учителя. Я избегаю занудства, стараюсь, чтобы все дети участвовали в педагогической игре.

Светлане Михайловне артистизма не занимать. Ее ученики на уроке не скучают. Если они чем-то не довольны, то и учительница выражает свое недовольство взглядом или голосом, может искренно рассмеяться или заплакать.

- Если я довольна детьми, обязательно должна продемонстрировать радость, - убеждена Иванова. - Нельзя играть на чувствах учеников и навязывать им свои ценности. Как можно меньше наставлений и морализаторства - каким ребенок должен быть и как ему нужно себя вести. Урок должен проходить ненавязчиво.

Светлана Михайловна придерживается высказывания Джанни Родари: «Многое учится со слезами горькими и бесполезными, а могло бы быть выучено легко и со смехом». Начиная урок, Иванова предлагает детям стать зрителями и участниками премьеры, во время которой посредством слова рождаются мысли, открытия, чувства. И в этой премьере обязательно есть место улыбке и шутке. Они делают отношения между детьми и учителем добрыми, непринужденными, доверительными. А когда ребенку учиться интересно, он с нетерпением ждет встреч с учителем и одноклассниками.

Ребенок, видящий доброту и тепло в глазах учителя, тянется к учебе. Ему надо лишь вручить волшебные ключи, которыми он откроет дверь знаний. И эти ключи - чтение и речь. Иванова не разделяет их на отдельные блоки, они идут параллельно. Все упражнения направлены на улучшение произношения, обогащение лексического запаса. Ребенок должен уметь правильно говорить, его речь должна быть выразительна и понятна. Работу по речевому развитию ребенка Иванова считает основной, при этом ни в коем случае не ущемляя математику и другие предметы.

- Я стараюсь учить детей не только быстро и правильно произносить слова и фразы, но и чувствовать их, улавливать стоящую за ними мысль, красоту, ощущать радость познания, - говорит Светлана Михайловна. - С уважением относиться к изучаемому произведению, учителю, школе, семье, Родине. Через авторское слово ученики приобщаются к нравственным идеалам. Я стремлюсь, чтобы дети думали и чувствовали, понимали, что владеют великим даром человеческой природы - словом.

Мышление ребенка развивается, если он сам ищет ответы на вопросы, спорит, ошибается, отстаивает свое мнение. Поэтому одним из условий повышения развивающей и воспитывающей роли урока в начальных классах я считаю включение школьников в разнообразную психическую деятельность. И моя роль как учителя - умело сформулировать вопрос, направить ученика на путь поиска ответа. Я верю, что каждый ребенок талантлив и неповторим. Но для того, чтобы раскрыться, одному нужна хорошая оценка, другому - поощрение. Очень важно позволить каждому ребенку быть собой, не подавить того, кто не похож на других, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности».

Для Ивановой небезразлично, захвачен ли ученик познанием нового или оно оставляет его равнодушным. Учение должно пробуждать положительные эмоции, радость открытий. Светлана Михайловна старается поддержать школьника, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперед. Именно успех укрепляет веру ребенка в себя, позволяет «лететь с полным размахом крыльев».

Гармоничное развитие ребенка требует не только тренировки ума, но и проявления чувств, переживаний. За пределами школы на лоне вятской природы Иванова обращает внимание детей на наиболее яркие и волнующие ее картины. Пробуждение земли весной после зимнего сна, буйное цветение растений в начале лета, незабываемые по яркости и разнообразию краски осеннего листопада - все это вызывает у детей чувства радости и грусти, удивления от неповторимости увиденного, гордости за человека, покоряющего природу и охраняющего ее богатства.

«Учитель, будь солнцем для своих учеников!» К тебе на урок пришел маленький человек. Он улыбается и доверчиво смотрит. Учитель, ответь ему взаимностью, и тогда ребенку будет с тобой уютно, тепло и радостно!

Киров