Те связи, которые были некогда в советское время, нынче тщательно и бережно поддерживаются и укрепляются: более сорока госвузов Белоруссии, среди которых Белгосуниверситет, Белорусский национальный технический университет, Могилевский, Гомельский и Гродненский университеты, активно развивают сотрудничество на договорной основе с более чем сотней российских вузов. В Минске создан и успешно работает филиал Московского государственного социального университета, созданный за счет средств бюджета Союзного государства, в Могилеве в соответствии с межправительственным соглашением создан Белорусско-Российский университет, где по пяти специальностям за счет российского бюджета имеют право обучаться российские, белорусские граждане, а также их соотечественники, проживающие в странах бывшего СССР.

Но все-таки самой плодотворной и интересной идеей была идея создания российско-белорусского «распределенного» университета и реализация ее в соответствии с решением Совета министров Союзного государства. Университет должен был стать центром разработки и полигоном для апробации новаций и идей, лежащих в русле интеграционной проблематики, совместного обучения студентов по программе подготовки кадров для Союзного государства, тех кадров, что помогут объединению двух экономических систем. Не случайно превалирующими в работе нового университета стали экономические специальности как в российских, так и в белорусских вузах - участниках проекта. Особенность университета заключалась еще в том, что у него не было единого здания, ректората, обычных управленческих структур, а руководящим органом стал Центр интеграции образования.

Изначально все было задумано великолепно: поскольку пока еще два государства не объединились в одно, объединительную функцию должны взять на себя системы образования России и Белоруссии. В рамках распределенного университета 44 белорусских студента нынче обучаются в Московском институте электроники и математики, а 60 - в Санкт-Петербургском государственном университете. Завершать обучение они будут в Гомельском государственном университете имени Ф.Скорины и Белорусском национальном техническом университете. Схема сначала виделась такой: четыре года белорусские студенты учатся в Москве, защищают диплом бакалавра, затем проходят практику в Белоруссии и там приобретают квалификацию магистра или специалиста, а российские - сначала в Белоруссии, а потом в России. После чего идет защита диплома перед совместной российско-белорусской экзаменационной комиссией. Изюминка заключалась в том, что студенты должны были получить два диплома - российский и белорусский, постичь особенности экономики, управления, государственного устройства, после чего весьма успешно работать на интеграцию двух стран. Идея была богатой и опережала все разговоры о вступлении России и Белоруссии в Болонский процесс, ее разработка и реализация давали модельный вариант интеграции в общеевропейское образовательное сообщество без потери особенностей национальных образовательных систем.

Время внесло свои коррективы в реализацию проекта.

- 4 года назад мы приняли первых студентов из Белоруссии, в этом году они снова приедут к нам доучиваться, после того как проучились в течение года в Гомеле, - рассказывает декан факультета экономики МИЭМа Виктор Четвериков. - Что касается нового набора в этом году, мы к нему готовы.

Виктор Михайлович искренне удивляется тому, что Минобразование Белоруссии не так охотно, как Рособразование МИЭМу, помогает Гомельскому университету в решении учебных проблем: возвращаются ребята из Москвы, чтобы доучиваться по специальности, но непонятно, на каких законных основаниях это можно делать, ведь формально студентами университета они не оформлены, кроме того, часто не соотносятся образовательные стандарты двух стран и так далее.

Изначальная идея о выдаче двух дипломов сегодня не реализуется: МИЭМ дает ребятам свой, а Гомельский университет - свой, но не по той специальности, которую ребята получают в России. Борис Сорвиров, заведующий кафедрой экономической теории Гомельского университета, ребятам сочувствует, потому что им приходится заниматься в каникулы (что-то из базовых курсов им зачитывают, а что-то - 19 предметов! - приходится осваивать заново, сдавать все положенные экзамены в течение полутора лет), писать выпускную работу на тех предприятиях, где они проходят практику, чтобы получить второй диплом на родине. Но в Гомельском университете считают, что другого выхода нет - зачем-де давать второй диплом по одной и той же специальности. В МИЭМе, например, есть обучение по стандарту «Национальная экономика», в Гомельском университете - нет, зато есть «Экономика и управление на предприятии», которого нет в МИЭМе. Таким образом, идея университета интеграции корректируется. Корректировка заключается в том, что в Гомельском университете ребятам приходится не только проходить практику, но и изучать белорусский компонент по специальности «Экономика и управление на предприятии». То есть выпускники получают два диплома, но по разным специальностям, что задачу интеграции, по сути дела, не решает.

Белорусские эксперты отмечают, что в России студенты получают подготовку очень высокого уровня. Однако за время раздельного существования государств и образовательных систем России и Белоруссии расхождения в содержании образования, классификаторах специальностей стали значительными. Если раньше можно было просто договориться об открытии новых специальностей, об утверждении новых учебных программ и планов, то сегодня все переходит на уровень чуть ли не государственных решений. В Белоруссии прием в вузы идет на основе сдачи единого госэкзамена, в России все еще идет эксперимент по ЕГЭ, в этом году в Белоруссии откроется магистратура, которая будет готовить кадры для аспирантуры, а в России еще идет дискуссия о двухуровневом обучении. В Белоруссии скоро будет разработан и принят Образовательный кодекс, в России о такой работе пока еще не известно. В учебных планах и программах двух стран отсутствуют курсы, разделы, посвященные вопросам интеграции России и Белоруссии, а ведь проект Университета интеграции как раз и был задуман как высшее учебное заведение, в котором ребят познакомят с особенностями экономического развития двух государств. Проблема заключается еще и в том, что отбирают для учебы не столько лучших, сколько имущих. Да если бы еще отбирали загодя - каждый год Министерство образования Белоруссии в «пожарном порядке» просит Министерство образования и науки РФ направить ребят на обучение. За четыре прошедших года так и не была получена лицензия на специальность «Национальная экономика» в Гомельском университете. Создается впечатление, будто России нужно за свой счет, в своих вузах обучать кадры для Белоруссии.

Основная проблема - в отсутствии правовой базы, ведь сегодня работа строится в соответствии с меморандумом и постановлениями коллегий двух министерств образования, но не могут вузы и даже министерства решать проблемы, которые должны быть решены на межгосударственном уровне. Статус программы существенно повысился бы, если бы соответствующее постановление приняло правительство Союзного государства, но пока этого не произошло. А если бы такое постановление было принято, вузы могли бы выйти в бюджетный комитет с предложением о финансировании работы университета интеграции. Пока деньги находят сами вузы за счет своих внутренних резервов. Но ведь задачу-то они решают государственную, да еще и в интересах двух государств.

Российские и белорусские вузы считают, что необходимо создать межвузовское учебно-методическое объединение, которое разрабатывало бы общие образовательные стандарты.

Хотя эта идея была высказана несколько лет назад, она тоже так и не была реализована. Как считает начальник правового управления Министерства образования Белоруссии Николай Лис, нужно очень внимательно и последовательно работать, устраняя все препятствия на пути сотрудничества, создавая, по сути дела, свой Болонский процесс, не подстраиваясь под вчерашний европейский опыт, а предлагая свои перспективы развития...

Когда думаешь о том, почему так медленно создается Союзное государство, на многие вопросы ответов не находишь. Но вот когда обсуждаешь, почему так медленно, с такими трудностями выстраивается университет интеграции, все становится понятно не только в отношении образовательных контактов. Для успешного продвижения вперед нужна заинтересованность всех сторон, причем заинтересованность одинаковая. Вот этого скорее всего и не хватает проекту университета интеграции.