Труднее всего пятиклассникам, и для них эта ситуация типична. В пятом - почти, как в первом: все заново - учителя, одноклассники, требования, отношения. Легче тем, кто приходит в пятый со своей группой.

У старшеклассников - свои проблемы, они сформировались в своем коллективе с определенными ценностями, отношениями, связями. Хорошо, если ценности новичка и нового коллектива совпадут. А если нет?

В прошлом году дочь моей коллеги, восьмиклассница, перешла в новую школу. Она хорошо училась, занималась спортом, танцами, была очень общительной и активной. Никто не ожидал проблем, но основная группа в классе ее не приняла. Родители считали, что дочь как-то не так себя повела и должна сама наладить отношения.

В этой ситуации проявились два типичных заблуждения родителей:

1. Общительный и активный ребенок не должен испытывать трудности в новом коллективе, проблемы могут быть лишь у застенчивых, необщительных детей.

2. Ребенок может и должен сам решать все проблемы, возникающие в новом коллективе. Взрослые не должны вмешиваться.

Ошибочная позиция. У ребенка нет опыта решения подобных проблем, а эта первая неудача может стать основой подобных проблем в будущем. Ему необходима поддержка и помощь взрослых: и родителей, и педагога.

В заключение три коротких совета родителям:

1. Подготовьте ребенка к первой встрече с новыми одноклассниками, попробуйте проиграть встречу, знакомство, реакцию и т.п.

2. Не делайте трагедии из первой неудачи, все обсудите с ребенком и обязательно вместе с учителем (классным руководителем).

3. Не обвиняйте в неудаче ребенка. Это осложнит ситуацию. Постарайтесь помочь ему изменить ситуацию.

И один совет - педагогу:

Познакомьте новичка с классом, скажите о нем несколько добрых слов, уделите ему внимание.