Для начала стоит напомнить читателям, что в 2001-2005 годах государство планировало израсходовать на поддержку патриотизма около 130 миллионов рублей (реально, судя по данным новой программы, потратили на 15 миллионов меньше). В предстоящую пятилетку бюджет патриотической программы обещают увеличить почти в 3 раза. Более 378 миллионов даст только государственная казна. Еще 119,75 - планируют привлечь из частных и общественных фондов. Существенно увеличатся и расходы образовательных ведомств. Если прошлая программа выделяла на долю Минобразования около 46 миллионов рублей, то сегодняшнее Минобрнауки получит чуть меньше. Зато вновь созданному Рособразованию доверят распорядиться аж 85 миллионами (суммарно расходы на образование составят более трети всей программы!). К патриотической работе в этот раз не забыли привлечь и Академию образования (РАО): на будущий год ей единовременно выделят 700 тысяч рублей.

Список ведомств, участвующих в программе, вообще увеличился против прошлого в два раза. Целевые государственные вливания теперь не должны пройти ни мимо телевидения (ВГТРК - 34 миллиона), ни мимо спецслужб (МЧС - 35,5 миллиона, ФСБ - 1,6), ни мимо Минтранса (2,5 миллиона). Свою долю получат даже Роскосмос (1,6 миллиона) и Минюст (600 тысяч). Правда, в итоговый список «воспитателей» почему-то не вошли МВД (впрочем, по плану оно отвечает за многие конкретные мероприятия) и МИД (4,5 миллиона в предыдущей программе). Но это не так важно по сравнению с трехкратным ростом «патриотических расходов» ведомств культуры (Минкультуры, Роскультура и Роспечать вместе - более 92 миллионов рублей).

Переходя от цифр к смысловому наполнению, стоит отметить, что новая патриотическая программа выстроена не на пустом месте. Ее содержание представляет собой не просто улучшенную переработку планов предшествующих пяти лет. Программа вобрала в себя бесценный опыт всенародного празднования 60-летия Великой Победы. Может быть, впервые с 1985 года юбилей этого события праздновался с подобающим ему размахом. В итоге в мае этого года страна впервые за много лет находилась в состоянии общенационального подъема, заметим, никак не связанного с конкретной социально-экономической обстановкой.

Видимо, в этой связи подготовку к новому, 65-летнему, юбилею Победы решено не откладывать в долгий ящик, а вести на протяжении всего следующего пятилетия. В планах правительства и всероссийские научные конференции, и ежегодные фестивали народного творчества, и автопробеги спортсменов-автолюбителей по городам-героям, и эстафеты агитпоездов. Жаль, конечно, что Роскультура на все 5 лет получила лишь 6 с половиной миллионов рублей на создание соответствующей военно-исторической кинопродукции, но здесь правительство, вероятно, рассчитывает на частную инициативу российских граждан. Надо надеяться - не напрасно.

Больше сомнений внушает выбор других памятных дат предстоящей пятилетки. 300-летие Полтавской битвы в 2009 году и 150-летие окончания Крымской войны в

2006-м вопросов не вызывают. То же самое можно сказать и о юбилеях Циолковского, Королева, 50-летии со дня запуска первого советского спутника (2007), и о 100-летии возникновения отечественного подводного флота (2006), и о 60-летии создания ядерного щита страны (2009). Но вот как именно страна в 2009 году собирается праздновать 20-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана или 10-летие «разгрома бандформирований, вторгшихся на территорию Республики Дагестан»? Между прочим, в том же году Россия решила отметить и 130-летие образования своей уголовно-исполнительной системы. Остается еще один вопрос, о чем же, кроме очередных выборов, патриоты России будут вспоминать в 2008-м? Для этого года почему-то не нашли ни одной памятной даты.

Далее составители программы предусматривают создание и регулярную поддержку различных конкурсов и премий патриотической направленности; проведение научно-практических конференций (было бы очень любопытно посетить, к примеру, совещание на тему «Патриотизм и бизнес» в 2006-м); организацию тематических выставок и фотовыставок; фестивали, спартакиады, слеты, гражданско-патриотические акции... Отдельными пунктами в плане стоят совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания (между тем, обещанные для поддержки программы еще в 2001 году правительством Касьянова федеральные законы «Об оборонной, спортивно-технической деятельности в РФ» и «О патриотическом воспитании граждан РФ» до сих пор даже не внесены в Госдуму), и координация деятельности общественных объединений и организаций в его интересах.

Особое внимание уделяется и совершенно новым (для данной государственной программы) аспектам патриотизма, например, деятельности органов государственной власти по использованию государственных символов России. Незнание гражданами слов гимна страны, их девственное неведение по поводу истории российского герба или значения цветов государственного флага уже стали притчей во языцех. А ведь существуют еще и гербы городов и областей, символика, связанная с религиозным и культурным наследием разных народов России. Не знающего ее, равнодушного к ней варвара сложно назвать полноценным гражданином. Увы, таким варваром сегодня может оказаться не только школьник, но и губернатор. Государственных служащих тоже необходимо воспитывать.

Сравнительно важное место в программе занимает и улучшение информационного обеспечения. Книги, журналы, фотоальбомы, кинофильмы, телепрограммы, спектакли, интернет-сайты, кассеты и компакт-диски - все это, наконец, планируют не просто хаотично «финансировать», но и использовать в качестве материала для формирования единой национальной базы данных. Прямой и дешевый доступ к подобной базе - давняя мечта многих тысяч энтузиастов. Ведь на ее основе можно будет планировать проведение массовых гражданских акций, действительно не на словах, а на деле охватывающих всю территорию страны.

Наконец, следует особо остановиться на таком пункте программы, как развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Идущий в общем перечне третьим, он, по общему мнению, должен был бы занимать первое место. Ведь, прежде чем заниматься патриотическим воспитанием, государству, школе, отдельным гражданам следовало бы четко определить: что это такое, чему нужно и чему не нужно учить? Почему и в какой стране мы живем? Что в ней нам надо защищать, а с чем, наоборот, нужно бороться? Для честного и понятного всем ответа на эти вопросы государству, может быть, стоит потратить и больше, чем запланированные здесь 4 с половиной миллиона рублей.

Увы, все намеченные программой определения «критериев и путей повышения эффективности функционирования системы», «организационно-методические основы деятельности учреждений культуры по патриотическому воспитанию различных категорий граждан» или «методологические основы патриотического воспитания студентов высших учебных заведений» пока внушают больше тревоги, чем оптимизма. Чувствуют ли составители программы время, в котором живут? Понимают ли, что требования этого времени сегодня совершенно новые, не похожие не только на старые кумачовые лозунги, но и на броские рекламные плакаты девяностых? Пятнадцать лет бесконечных «реформ», смело оттолкнувших веслом советский берег, не только разрушили построенное в прошлом, но и утопили в грязи настоящее. Общими словами о любви к славному прошлому или к родной природе, о почитании законов и традиций, об уважении братских народов друг к другу сегодня уже не спасешься. Любой пятиклассник каждый день видит по телевизору, как «бывшие братья», поделив свое прошлое и наплевав на закон, почем зря убивают друг друга на фоне природы столь же родной, сколь и равнодушной.

Вообще, замечают ли современные воспитатели, что дети сегодня не только не слушаются взрослых, но и не слышат их. И немудрено. Ведь слово, живая русская речь постепенно превращается из средства общения в инструмент манипуляции сознанием. Такого количества лжи, как сейчас, на русском языке еще никогда не говорилось. Произвольная игра смыслами слов, начатая прежним аппаратом коммунистической пропаганды, в последние двадцать лет пронизала все слои общества. В итоге многие слова в принципе перестали что-нибудь значить. Они стали пустыми. Соответственно, всякий поучающий или разъясняющий пусть даже самые правильные вещи человек воспринимается детьми как пустое место. И это не просто один из филологических или философских парадоксов начала тысячелетия, а серьезнейшая проблема, требующая пересмотра всего учебно-воспитательного процесса. Ведь дело дошло до того, что некоторые школьники уже не воспринимают всерьез доказательства геометрических теорем и отказываются верить в существование атомов. Одной из главных, растворенной во всех запланированных мероприятиях задач патриотического воспитания здесь должно стать очищение русского языка от пустословия и лицемерия, которые хуже всякой лжи.

В 2007-2008 годах авторы программы обещают нам провести ряд межрегиональных семинаров с учеными, работающими в области патриотического воспитания, а также Всероссийскую научно-практическую конференцию «Российский патриотизм. Проблемы его формирования в трудовых коллективах предпринимателей и арендаторов России». Дойдут ли на них руки до столь необходимого сегодня разговора о ценностях? О том, что лежит в основе всякого воспитания, всякого общества. Демократические, коммунистические, религиозные, какие угодно - они определяют пространство человеческой жизни, задают ему ориентиры, к которым нужно двигаться, удерживают от поступков, которые общество считает дурными, учат ценить святыни. Святыни общества... Увы, но это словосочетание сегодня звучит надуманно. Свобода? Равенство? Братство?.. В Бога верят далеко не все. А есть ли что-нибудь, что безоговорочно согласится уважать, ради чего пожертвует собой каждый? Разве что личный успех.

Помнится, конечными результатами реализации программы 2001-2005 годов должны были стать «социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности». «Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян» должны были «в огромной степени способствовать успешному решению задач по преодолению кризиса и определять будущее России».

Достигли ли мы всего этого? Трудно судить. Между тем, составители новой программы твердо заверяют нас, что «результативность» ее реализации будет измерена «степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества».

Формулировка как будто более гибкая и не столь многообещающая. Что ж, ставить реальные воспитательные цели мы, кажется, научились. Остается проверить, будут ли способны наши воспитанники на великие дела.