Образовательный портал не может быть платным

Досье «УГ»

В прошлом году по заказу Министерства образования РФ были созданы десять образовательных порталов:

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

Образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» http://www.economics.edu.ru

Российский образовательный правовой портал http://www.law.edu.ru

Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

Естественно-научный образовательный портал (физика, химия, биология) http://en.edu.ru

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru

Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ) http://ege.edu.ru

Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ http://inform.mtuci.ru

Портал «Гуманитарные науки» http://www.auditorium.ru

- Должен сказать, что это был самый крупный проект из десяти. Реально мы начали его в сентябре 2002 года, а уже в конце декабря сдали портал госкомиссии, он делался в немыслимые, нечеловеческие сроки. Сегодня мы не только самый большой (по объему информации) среди других образовательных порталов, но и самый посещаемый. Мы серьезно обошли все другие порталы, понятно, что это в большей мере связано с его спецификой - экономика, социология и менеджмент многих интересуют. Несколько недель назад нам удалось обойти по посещаемости auditorium.ru, портал, который создавался не полгода и в который вложено очень много усилий и намного больше денег. У нас каждый день не менее двух с лишним тысяч посетителей, максимальное количество зафиксировано на точке - 5349.

- Давай объясним нашим читателям, что такое портал. В прошлом году немало спорили на эту тему. Одни говорили, что это большой сайт или объединение сайтов, другие утверждали, что это еще одна библиотека, третьи настаивали на том, что это ворота куда-то там, четвертые видели в нем технологию транслирования на всю страну какой-то там информации.

- На наш взгляд, с технической точки зрения - это система многоуровневого обмена образовательными ресурсами, а с содержательной - это виртуальный методический центр - и учебный, и научный. Концепция образовательных порталов в том виде, в котором мы с Александром Николаевичем Тихоновым предложили ее в прошлом году, - это больше, чем ворота, больше, чем система поиска. Это библиотека программ и сопутствующей литературы; это виртуальная связь членов профессионального сообщества, постоянно пополняющийся каталог кафедр, факультетов, отдельных исследователей. Это система научных и учебно-методических публикаций и их профессионального рецензирования. Это, наконец, дискуссионные форумы, виртуальные научные и методические конференции.

- В чем отличие специализированного портала от простой системы поиска?

- А ты попробуй найти нужную информацию с помощью стандартных поисковиков! 70 процентов, а то и больше найденных ресурсов не будут иметь отношения к предмету, а из оставшихся две трети будут публикациями сомнительного качества. Я подчеркиваю, самое важное здесь - это экспертиза, профессиональная работа людей, которые должны, во-первых, находить ресурсы. Кажется, что их много, а на самом деле качественные ресурсы нужно тщательно искать, выявлять. Мы не тащим все, что плохо лежит. Мы ищем, анализируем, отбираем и только потом предлагаем людям ресурсы, которые могут им понадобиться.

- А кому они могут понадобиться?

- Преподавателям, учителям, которые могут брать готовые материалы. Или тем из них, кто хочет сделать свою собственную учебную программу. И, конечно, это ресурсы для обучающихся разных уровней. Затем, это важная вещь для исследователей, потому что нет жесткого деления между образовательными и исследовательскими ресурсами. Портал также рассчитан и на аналитиков, занимающихся социологией, менеджментом, экономикой. Структура ресурса, в общем, такова: это действующие учебные программы ведущих российских и западных вузов со всякого рода шлейфами - учебными пособиями, литературой, включая книги и статьи, аннотации и рецензии. У нас не всегда есть полные тексты, потому что это связано с известной проблемой: воровать - не воровать. Мы не скачиваем ворованное, не сканируем то, что «сковано» авторскими и смежными правами. У нас есть специальные юристы, которые начали прорабатывать авторские договора. Все это не очень просто. Затем собственно ресурсы интернета - различные сетевые библиотеки, электронные и печатные журналы, разного рода хранилища. Но, к сожалению, не хватает грамотных обзоров интернет-ресурсов, кстати, не только по нашей проблематике. Такого рода аналитика у нас в России - пока не популярный жанр.

- Но все-таки кто и как ищет информацию?

- Мы создали специальные контентные группы. По каждому из трех направлений - социология, экономика, менеджмент - две группы. Одни ищут по какой-то узкой специализации - например, политическая или экономическая социология, финансовый менеджмент. Другие смотрят более широко на предмет: ищут многопрофильные факультеты, кафедры, а уже от них идут к ресурсам. Материалы, собранные этими группами, включаются в единую базу, но немедленно не публикуются в интернете. Они отдаются на внешнюю экспертизу.

- А дальше как будет развиваться проект?

- Мы хотим, чтобы ключевые элементы портала самоподдерживались. Будем работать в этом направлении. Расширим круг разработчиков, привлекая специалистов не только из Москвы. Будем искать подрядчиков на целые разделы в региональных университетах и научных центрах. И последнее. У нас есть группы по разработке, по заполнению «окон», по систематизации ресурсов. Нужно подумать, как все это будет систематически использоваться в образовательном процессе. Само собой это вряд ли произойдет. Хорошо, что ежедневно на портал заходят 2-3 тысячи и берут то, что им важно и интересно, но для того, чтобы предлагаемые ресурсы стали основой образовательного процесса, нужна специальная работа. На нынешний год это самая интересная и трудная задача. Фактически сейчас встает вопрос об учебных программах нового поколения. Под новым поколением я имею в виду не столько сугубо содержательные, предметные вещи, сколько источники. Нужны программы, которые будут целиком опираться на электронные ресурсы, порталы, электронные библиотеки, откуда ты можешь найти все, не сходя с одного места. Это не значит, что ты должен в библиотеку перестать ходить. Но народ, я имею в виду даже не студентов, больше преподавателей, пока к этому не готов.

- Хорошо. Продвинутый студент может воспользоваться вашим порталом и вообще не ходить на лекции. В конце семестра, чтобы сдать зачет или экзамен, прийти к преподавателю и выложить ему все по его курсу, а иногда, может быть, и больше, если его этот предмет сильно интересует. Зачем ему преподаватель с его занудными лекциями, если он все может найти на вашем портале? Не ставит ли крест ваша идея на образовательной связке учитель - ученик?

- Это все равно, что заявить: тот, кто ходит в библиотеку, не ходит на семинары... На самом-то деле наоборот: как раз такой студент и ходит на занятия, ему есть что обсудить. ...Когда речь заходит об использовании интернета в образовании, обычно все сразу начинают кричать о дистанционном обучении. Да, согласен, с помощью различных интернетовских штучек можно организовать и получить дистантное образование. Мы считаем, что такое образование ущербно, к чисто дистантным технологиям можно прибегать только в крайнем случае. Мы в «Вышке» предпочитаем стационарное образование. Использование портала не заменяет живого слова профессора, его лекции. Речь идет о другом. О том, что преподаватель читает установочную лекцию, а дальше предлагает методические материалы, тесты и так далее, и у студента есть время для самостоятельной подготовки.

- То есть преподаватель дает какой-то стержень, а студент наращивает на этот стержень максимальное количество информации...

- Я бы сказал, на кости наращивает мышцы, имея при этом возможность для коммуникации не только со своими коллегами, но и с разработчиками ресурсов, преподавателями других вузов. Таким образом, учебная работа выходит за рамки аудитории.

- Вы выиграли тендер, сделали красивый, очень насыщенный портал. На государственные деньги. Должен ли быть такой источник информации абсолютно бесплатным для потребителей?

- Заказчик портала - Министерство образования России. Он создан на федеральные деньги и создан как проект открытый, публичный и бесплатный. Иными словами, все, что здесь есть, все, что опубликовано, находится в открытом доступе. Нет закрытых зон - раз, второе - нет коммерческих структур. Это, конечно, порождает другие вопросы. Это означает, что здесь не будет рекламы.

- А что будет, если государство снизит, а то и вовсе прекратит финансирование этого проекта?

- Может, спонсоры какие-то найдутся, но бизнес напрямую здесь коммерческих своих интересов не имеет. Поэтому стратегия должна заключаться в том, чтобы сами пользователи - наши российские исследователи, кафедры, факультеты - эту систему сделали более распределенной и поддерживали ее, каждый исходя из своих профессиональных интересов. Так работают многие аналогичные порталы на Западе. Но, согласитесь, для этого нужна мотивация, нужно свободное время, нужно оборудование. Постепенно это будет создаваться, но первые 3-4 года государство должно порталы поддерживать.

Функция портала - открывание глаз. Наше образование поразила очень тяжелая болезнь - это болезнь провинционализма. Откуда она взялась, легко себе представить. Десять лет вузы и техникумы не получали ни рубля на пополнение своих информационных ресурсов. В прошлом году впервые выделили 400 млн., в этом - миллиард. Но что такое миллиард? Поделим этот миллиард рублей на 5,2 млн. студентов, на 2,5 млн. учащихся и получим где-то рублей 120. Это в лучшем случае 2 учебника, а чаще всего один. Студентам приходится записывать за преподавателем все, что он говорит, потому что в библиотеке нет учебников, монографий, журналов. Эту болезнь, связанную с безденежьем, можно преодолеть двумя путями. Или мы увеличиваем в 15-20 раз бюджетное финансирование классических библиотек, или мы вкладываем вместо этих 20 млрд. рублей примерно миллиард в бесплатные информационные ресурсы - электронные библиотеки, образовательные порталы. Сейчас мы вкладываем далеко не миллиард, около 200-300 млн. рублей, этого, конечно, недостаточно.

- Можно создать электронные библиотеки, образовательные порталы, поставить компьютеры в школы и вузы, но если не будет доступа к интернету, все это останется источником информации для очень узкого круга избранных...

- Да, ты затронул очень серьезную проблему. Надо всерьез заниматься подключением учебных заведений к интернету, здесь ситуация опасная, близкая к провальной. Системе образования по-прежнему выделяется 125 млн. рублей на всю связь (включая почтовые расходы и телефон). Если половина этих расходов идет на трафик, это ровно 2 минуты в интернете для каждого учащегося в год. А воображать, что интернет-трафик будет оплачиваться из заработанных вузами средств, означает просто отсечь треть учебных заведений в самых проблемных регионах России, для которых в первую очередь все это и создается. Я думаю, что платности здесь не должно быть никакой, это только бюджетный ресурс, другое дело, что его невозможно делать лишь Высшей школе экономики, ЛИТМО, Санкт-Петербургскому университету и другим сегодняшним создателям порталов.

Кстати, ты, наверное, знаешь, что Министерство образования разрешило ставить ресурсы портала на место обязательной литературы в программах. Это уже некий вызов руководителю учебного заведения. Ты утвердил такую программу, а теперь давай посмотрим, какие у твоих студентов есть возможности выхода в интернет. Если он ограничен, нечем оплачивать, скачивай ресурсы каждую неделю, размещай их на своем сервере, теперь они должны быть в публичном доступе. Это очень важно еще и потому, что повышается уровень профессиональной подготовки специалистов: на смену одному-двум учебникам приходят 10-20 плюс до 100-150 статей по твоей теме, все это богатство твое, ты имеешь право им пользоваться. Теперь у тебя появляется стимул знать английский, чтобы выходить в англоязычные ресурсы. Портал даст возможность и язык освоить. Не газету же «Morning Star» изучать до сих пор. Я встречал вузы в регионах, где английский язык изучают по подшивкам этой газеты десятилетней давности.

- Послушай, вы предлагаете отличный ресурс. Но его надо взять, проанализировать, сравнить, а сегодняшний студент предпочитает информацию другого толка - рефераты. Здесь не надо напрягаться, скачал и все, сдавай и получай свой зачет. Не поэтому ли вам пока не удалось обойти по количеству посещений сайты с рефератами?

- Рефераты - это псевдообразование, это просто покупка прохода на очередную ступень без того, что ты им овладел. Ты его не сам собирал и писал, а ты его скачал, чтоб не мучиться. Сравни эти рефераты, все, как мертвые сиамские близнецы. Я считаю, что отучить студента от использования готовых рефератов можно только повышением требовательности к преподавателю. Преподаватель, который не может отличить реферат, скачанный из интернета по его тематике, от написанного самостоятельно студентом, не нужен высшей школе. Преподаватель должен воодушевить студента, он должен ему показывать, как сам много знает, как умеет уникально свои знания складывать, чтобы студент тоже захотел так же уникально эти знания складывать, искать новые источники, стараться сделать что-то свое, оригинальное и гордиться тем, что это сделал он сам. Наши порталы - это некое предварительное условие того, чтобы и у преподавателя, и у студента для такого творчества были материалы. Это необходимое условие, но недостаточное. Достаточным оно станет только тогда, когда появится традиция, заключающаяся в том, что человек, который получил образование, обходя препятствия, будет невостребованным, неудачным на рынке труда.

- Есть еще одна проблема. Будут ли те дети, которые через год станут студентами, пользоваться вашим порталом, если они не научены элементарной работе с компьютером и с интернетом.

- Что касается информатизации, то, начавши, надо продолжать. Один компьютер поставили в каждую школу, значит, надо поставить еще 4 или 5. Только я бы изначально делал все по-другому: не один компьютер - в одну школу. Это мне всегда казалось странным. Возьми тридцать процентов регионов и поставь там по пять компьютеров. Уже какой-то смысл будет, по крайней мере не только у директора школы в кабинете будет стоять. Я думаю, что в этом и в следующем годах очень важно сделать две вещи. Первое - надо продолжить информатизацию школ на той же основе - 50 процентов финансирует центр, 50 берут на себя регионы. Во-вторых, надо убедить президента, убедить правительство - это задача министра образования Филиппова, - что невозможно оставаться с таким цифровым отрывом по общему образованию, какой мы сегодня имеем во многих регионах. Это непозволительно низкий уровень для цивилизованной страны, великой державы, которой мы хотим быть. Деньги на это можно найти в бюджете. Можно закрыть десяток других программ, но без настоящей информатизации наше образование обречено. Это действительно национальный проект. И если люди, которые за него отвечают, не могут с ним справиться, им нужно просто уйти. Требуется, по разным расчетам, от одного до двух млрд. долларов. Что, страна не может найти эти деньги в течение трех лет? Это смешно. Может она это найти. При валовом внутреннем продукте около 400 млрд. долларов по 300 млн. в год найти можно. Вопрос в политической воле. «Если бы директором был я», то пошел бы к руководителю страны и сказал: я согласен проводить реформу, модернизацию, но не согласен это делать, если руководство страны не будет выделять на это средства. Есть два ключевых параметра, определяющие успех наших попыток изменить ситуацию в системе образования: первый - это информатизация, и второй - это зарплата учителей. Решим эти проблемы - решим и все остальное.

- С момента запуска портала ты сам часто им пользовался?

- Раз пять. Мне, как правило, нужны полнотекстовые версии статей, но это легче сделать у нас в библиотеке.