- Нейропсихология - своеобразная область. Ее создал отечественный ученый Александр Лурия, - рассказала доктор психологических наук, профессор, нейропсихолог, научный руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации Татьяна Визель. - Получив два образования - неврологическое и психологическое, он решил соединить неврологию и психологию. В результате те симптомы, которые видны внешне в нарушении поведения человека, в его заболевании, были объяснены с точки зрения мозговой деятельности. До этого неврология объясняла их примерно до спинного мозга, до подкорки. А вот что делается в коре головного мозга, как она работает, как обеспечивает поведение человека, его функции, - все это оставалось большой тайной. Оно и сейчас во многом остается тайной, но Александр Лурия сумел раскрыть многое из того, что начинали когда-то исследовать классические французские неврологи и перед чем они остановились. Лурия поставил это на психологические рельсы. Он создал диагностическую и терапевтическую системы, а самое главное, разработал методологию и инструментарий нейропсихологии дисциплины.

Что же обусловило такой взлет нейропсихологии и ее расцвет в нашей стране? Во многом Великая Отечественная война, во время которой колоссальное количество людей получили черепные ранения. Именно тогда стали изучать, какие функции выпадают при различных ранениях, в результате которых пациенты не могут читать, говорить, писать, видеть, узнавать, смотреть, ориентироваться в пространстве. И таким образом стало понятно, какая область мозга за какие функции отвечает. Так нейропсихология распространилась по планете. Сейчас работать по методике Лурии считается высшим классом.

В мире заикание - распространенный недуг. Возрастной ценз этой проблемы - от двух до бесконечности. Но, как правило, после тридцати заикание само сходит на нет. У молодежи самый большой взрыв развития недуга - пубертатный возраст. В 11, 12, 13, 14 лет, когда идет половое созревание, психика напряжена до предела. Отсюда и все протестные реакции, когда выстреливают незрелые механизмы психики. Часто заикаются поступающие в вузы, которые боятся экзаменов, а также старшеклассники. Понимающие экзаменаторы идут навстречу, разрешают заикающемуся писать ответы на вопросы, а не понимающие зачастую еще больше травмируют психику абитуриентов.

Заикание нельзя назвать легким дефектом. Несмотря на то, что оно как будто бы не нарушает течение высших психических функций. То есть и мышление, и способности, которые даны человеку от природы, не исчезают у заикающихся. Однако реализация их весьма затруднена. Заикание относится к числу патологических состояний, которых человек стыдится. Дело доходит до развития невроза вокруг заикания. Детям оно мешает комфортно чувствовать себя в коллективе, их часто дразнят. Но если малыши иногда почти не стесняются этого, то практически все взрослые тяжело переживают свое заикание. Почти у всех невроз, поэтому заикание еще носит название логоневроз. Когда в центр поступают дети с заиканием, то специалисты стараются в первую очередь наладить их речь, потому что это еще возможно, так как нервные циклы не замкнулись, их еще можно пустить по правильному пути созревания. А когда поступают взрослые, то перестройка механизмов, ответственных за речь в мозге, отходит на второй план. На первом плане - психотерапевтическая работа. Здесь стараются перестроить их отношение к дефекту. Это очень нелегко сделать, но, как показывает практика, вполне возможно. Ведь когда отношение к дефекту изменится, с ним легче бороться. Заикание начинает проходить само собой, ведь оно питается страхом, любит, когда его стесняются, боятся. Вот тогда оно расцветает. И напротив, как только страх перед заиканием уходит, оно, как всякая фобия, начинает сворачиваться, исчезать.

У заикающихся есть так называемые холодные периоды, когда они говорят совсем хорошо, и обостренные. Это значит, механизм речи у них сложился. А что же тогда их заставляет срываться? Страх, стресс. Но снять этот стресс, как всякую фобию, очень сложно. В Центре патологии речи и нейрореабилитации этим занимаются психологи и врачи, которые используют медикаменты, психотерапевтические воздействия и логопедические занятия. Последние укрепляют речевой аппарат, дыхание, голос. Так что только комплексное устранение заикания может иметь смысл. Однако чтобы говорить красиво, чисто, без помех, потребуется немало времени, так как избавление от заболевания включает в себя излечение рецидивов с новым вмешательством. Тут дракон о многих головах - одну отрубишь, другая вылезает. И, однако, каждый последующий рецидив - легче предыдущего.

- Те, у кого происходит рецидив, к нам же и возвращаются, - продолжает Татьяна Визель. - Через какое время? Все зависит от условий жизни и стрессагенности обстановки. Если все спокойно, то возвращаются к нам редко, иногда раз в два-три года, бывает, что раз в пять-десять лет. Если человека постоянно психотравмирует работа, то, конечно, лечение будет долгим. Но тем не менее наши бывшие пациенты знают, что есть место, куда они могут прийти, где им помогут, где их поддержат.