История. Уроки 21-22

История. Урок 21. «Дней Александровых прекрасное начало...»

Вопросы и задания: 1. Почему А. С. Пушкин называет первый период правления императора Александра «прекрасным началом»? 2. Как Пушкин определяет «прекрасное» (по стихотворению)? 3. Прокомментируем строки Пушкина, адресованные Александру I: Ура, наш царь! так! Выпьем за царя./ Он человек! Им властвует мгновенье./ Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье:/ Он взял Париж, он основал лицей. 4. Какое наследство досталось Александру от отца? 5. Как Александр определяет положение России в письме к Лагарпу 1797 г.? Что сразу было предпринято императором в исправление этого положения? 6. Какие личные качества Александра привлекали к нему, а какие отталкивали окружающих? Какие помогали, а какие мешали в его действиях? 7. Каков смысл царского имени «Благословенный»? Какие качества императора говорят в пользу этого имени, какие - нет? 8. Какие черты личности Александра Первого соответствовали эпохе сентиментализма и романтизма?

Персоналии: Лагарп, М. Н. Муравьев, Пален, Чарторыйский, Кочубей, Новосильцев, Строганов, Державин, Сперанский. Ключевые слова: Конституция, законы, Негласный комитет, министерства, вольные хлебопашцы, Непременный (Государственный с 1810 г.) совет, Сенат, университеты, лицеи.

Итак, перед нами именно начало, Александр действительно Первый и по имени, и по сути - такого государя еще не было, началась новая эпоха, XIX век, в начале своем «прекрасная» и внушавшая большие надежды. «Благословенный» - на царство Екатериной II и начавший (как бы с ее благословения) большие преобразования.

Периодизация царствования Александра I: 1. 1801-1812 2. 1812-1815 3. 1816-1825. «Прекрасным началом» Пушкин называет 1-й период царствования Александра. Рассмотрим некоторые государственные мероприятия этого времени:

Подчеркнутая преемственность к Екатерине и разрыв с политикой отца:

- 12 марта 1801 г. - вступление на престол в результате цареубийства. Отставка графа Палена.

- Срочный отзыв 40 казацких полков, отправленных Павлом I завоевывать Индию (по соглашению с Наполеоном).

- Были возвращены на службу исключенные без суда чиновники и офицеры (12-15 тыс. чел.), отменены почти все другие запретительные указы Павла.

Законодательные инициативы. Начало реформ:

- Учреждение «Непременного совета» из 12 сановников при государе для решения всех важнейших государственных вопросов. Предложение сенату разработать закон о своих правах и обязанностях, чтобы государственно утвердить его.

- «Интимный комитет»: граф Кочубей, Новосильцев, граф Строганов (находился во Франции в начале революции, посещал Национальное собрание, стал якобинцем), князь Адам Чарторыйский (сражался против России во время второго раздела Польши в 1793 г.). Оценка комитета Державиным: «якобинская шайка».

- Выдвижение М. Сперанского. В 1803 г. Строганов и Кочубей обращают внимание на работника министерства Трощинского. Сперанский пишет записку, в которой выражает сомнение в возможности конституционных реформ в России. Сохранение самодержавия и постепенная подготовка народа к конституционному строю в виде создания специальных учреждений, которые «приспособляли бы дух народный». 1809 г. - совместная поездка Александра и Сперанского в Европу. Сперанский уже видит своевременность введения конституции.

- Вместо коллегий по предложению Чарторыйского учреждены министерства.

Крестьянский вопрос:

- Академии наук было запрещено публиковать объявления о продаже крестьян без земли.

- 20 февраля 1803 г. - указ о вольных хлебопашцах (добровольное освобождение помещиками крестьян, отпуск «на вольные хлеба». Инициатива гр. Румянцева). Реально освободилось ок. 50 тыс. крестьян (меньше 1%). Александр обращает внимание на жалобы крестьян и в некоторых случаях устраняет помещиков от управления имениями.

Просвещение, веротерпимость:

- Указы, благоволящие к сектантам и евреям. Мнение Александра: «Разумом и опытом доказано, что умственные заблуждения простого народа прениями и народными увещаниями в мыслях его углублялись; единым примером и терпимостью мало-помалу сглаживаются и исчезают». Резкое увеличение численности евреев за счет присоединения к России при Екатерине польско-литовских земель. Раньше еврейский вопрос возникал лишь относительно допущения евреев на малороссийские ярмарки.

- Учреждение Харьковского, Казанского и Петербургского университетов (последний сначала - главный педагогический институт + Виленский (польский) и Дерптский (немецкий) университеты в завоеванных землях.

Примеры радости современников при вступлении Александра на престол: «Это одно из тех воспоминаний, которых время никогда истребить не может: немая всеобщая радость, освещаемая ярким весенним солнцем... Все обнимались, как в день Светлого Воскресения; ни слова о покойном, чтобы и минутно не омрачать сердечного веселья, которое горело во всех глазах; ни слова о прошедшем, все о настоящем и будущем» (Ф. Вигель).

«Каким прекрасным днем началось Твое царствование! Казалось, что сама природа в восторге встречает Тебя. Александр, любимец сердец наших!.. Какая лестная будущность нас ожидает!.. Он раскроет напоследок великую ту книгу судьбы нашей и наших потомков, которую лишь указал перст Екатерины. Он даст нам непреложные законы...» (В. Каразин). (См. таблицу 2).

Из этой таблицы, которая заполняется на уроке, хорошо видно, как разное проявление одних и тех же личных качеств может и помогать, и мешать монарху; быть одновременно привлекательными для окружающих и затруднять. Каковы возможные причины появления отрицательных черт в характере Александра? (Атмосфера в семье, при дворе; чувство вины перед убитым отцом, незавершенность воспитания; влияние эпохи сентиментализма и романтизма).

Литература.

Урок 22.

Вопросы:

1. Дружеский круг в поэзии Батюшкова и «интимный комитет» Александра I: общие черты эпохи.

2. Романтическое понимание дружбы в посланиях Батюшкова (Мои пенаты. Послание к Жуковскому и Вяземскому, К Гнедичу, Послание к Хлое, К Филисе).

3. Античность и ее художественная функция в поэзии Батюшкова («Мои пенаты», «Вакханка», «Умирающий Тасс», «Судьба Одиссея»).

Константин Николаевич Батюшков (1787 - 1855). Первый период творчества (1802 - 1812). Конспект лекции.

Первый период творчества Батюшкова фактически совпадает с первым периодом правления Александра I. Может ли это быть случайным? Посмотрим. В данную эпоху Батюшков занят созданием так называемой легкой поэзии. Итог: статья «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (1816) - обоснование интимной лирики, передающей в изящной форме (вежливо, благородно и красиво) личные переживания человека. Сейчас привычно и странно это обосновывать, в начале XIX в., после эпохи, ставившей государственный интерес превыше личного, это звучит революционно. Творчество - не род государственной службы, а вдохновенное литературное общение с близкими людьми. Адресаты посланий - Гнедич, Жуковский, Вяземский, А. Тургенев, Уваров и др. Имена женщин условны (Фелиса, Мальвина, Хлоя, Лилета, Лиза, Маша). Автобиографизм посланий вопреки условностям жанра. Важная роль иронии, шутки. Поэт-«болтун». Пренебрежение к житейским заботам и честолюбивым (карьерным) побуждениям. Характерно, что Батюшков отрицает или высмеивает и «официальную» жизнь, и «официальное» искусство (ода, другие высокие жанры классицизма), тем самым косвенно подчеркивая их связь.

Под знаком «бегства» в частную уединенную жизнь проходит смена веков. Но если Державин, который в начале века тоже воспевает частную жизнь («Евгению. Жизнь Званская») в анакреонтических стихах, остается в рамках классицизма (и Гораций, и Вергилий славили удаление от дел, но после десятилетий службы и официальной жизни), то с Батюшковым начинается что-то принципиально новое. Молодой человек заранее отвергает идею службы и отстаивает приоритет частной жизни, право на беспечную юность, исполненную неги и удовольствий. Это настроение - знак времени. Это сознание первого «непоротого поколения», для которого Екатерина была почти легендарной освободительницей. В последний год царствования Екатерины Александр I сообщает в письмах Лагарпу и Кочубею, что его идеал - частная жизнь среди природы. Впоследствии после нескольких разговоров с друзьями (образовавшими затем «интимный комитет») меняет решение, соглашаясь, что сначала необходимо дать обществу справедливые законы, а затем уже, выполнив свой долг, уходить: «Но когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы и я... удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества, и наслаждался бы им». Неудивительно, что с началом правления Александра («романтика на троне») расцветает и поэзия Батюшкова.

Послание «Мои пенаты» (1811 - 1812).

Композиция:

1. Обращение к домашним богам - «создание мира».

2. Обращение к Лилете (возлюбленной) с приглашением в «смиренный уголок».

3. Приход Лилеты и ночь с ней - «любовь».

4. Обращение к музам, воспевание вдохновения и поэтов - «творчество».

5. Обращение к друзьям «философам-ленивцам» с приглашением «мой домик навестить» - «дружба», славословие счастью.

6. Обращение к читателям - не оплакивать смерть поэтов, не устраивать «официальных» поминок - не горевать о счастливцах.

Главная идея послания: противопоставление уютного обжитого домашнего пространства остальному миру. Апология мирной жизни. Философское обоснование значения домашнего очага. Какие синонимы родного дома можно найти в стихотворении Батюшкова? (обитель моя, хижина убогая, смиренный уголок, смиренная хата, домик, приют, шалаш простой, пристань). О себе: странник я бездомный, в желаньях скромный, пиит. Бедность, ветхость, жесткая постель родного дома противопоставлены бездушным богатству и роскоши, комфорту (бархатное ложе, вазы богачей). Молитвенная просьба к отеческим богам - пенатам и ларам - чтобы богатство с суетой не нашло дороги в хижину поэта. «Придворным друзьям» и «надутым князьям» противопоставляются слепой калека странник, старик солдат, простодушная Лилета и друзья-поэты. Т. е. поэту довлеет идея «избранного круга». Не всякий будет допущен сюда. Лирический герой хотел бы замкнуться в узком кругу друзей и любимых, отгородиться от «непосвященных». Он обращается к ларам и пенатам, чтобы они скрыли его счастье, «сердечно сладострастье», негу и покой. Здесь, похоже, мы впервые сталкиваемся на русской почве с явлением, которое в Европе утвердится в качестве правового понятия: «тайна частной жизни». И характерно, что мы сталкиваемся с этим и в образе жизни первого человека в русском государстве (Александр I), и в образе жизни первого поэта эпохи (Батюшков).

  • Таблица 1(1)

  • Таблица 1(2)

  • Таблица 2(1)

  • Таблица 2(2)