Думается, настало время спокойно, без эмоций оценить путь, пройденный отечественной литературой за последние два века. При этом нужно стремиться к целостному восприятию произведений и литературного процесса. Исходя из этого, проблемы литературного образования в школе и вузе во многом пересекаются. Одна из них касается собственно принципов изучения литературных явлений. Мы, вузовские преподаватели, стремимся рассматривать литературу не как образную иллюстрацию общественного процесса или биографии художника, а как особую эстетическую, вербальную реальность. Поэтому акцент делается на осмыслении живого впечатления от текста, и на способах его формирования. Проблематика произведений рассматривается на философско-психологическом уровне, а поэтика - на уровне структурных и языковых изобразительно-выразительных категорий, образного мышления. Важное внимание уделяется религиозно-мистической проблематике, которая атеистическим литературоведением зачастую недооценивалась или вообще игнорировалась, но для русской культуры во многом имела определяющее значение.

Все преподаватели кафедры литературы нашего института тесно связаны с современной школой: являются заведующими кафедрами литературы в гимназиях, преподают этот предмет в классах гуманитарного профиля, гуманитарного лицея, читают лекции по заявкам школ, методических объединений и на факультете повышения квалификации (г.Орехово-Зуево и район, Шатурский район, Ногинский узел), а также работают на подготовительных курсах в центре довузовской подготовки.

Основные виды работы со старшими школьниками - лекции и семинары. Лекции не только позволяют целенаправленно излагать литературоведческий материал, но и дают навыки, необходимые для обучения в вузе. Семинарские занятия основываются на работе с художественным текстом, учат литературоведческому анализу произведения, развивают самостоятельное мышление, монологическую и диалогическую речь, готовят к написанию творческих работ разных жанров: от традиционного школьного сочинения до научного доклада и эссе. Работа с поэтическим текстом, которую мы практикуем, предполагает овладение навыками выразительного чтения наизусть, внимательное отношение к образному языку и ритмико-мелодическим характеристикам произведения, воспитание эстетического вкуса. При этом учебной литературой дети пользуются как дополнительным материалом.

Из общения со школьными педагогами сложилась картина, как порой однобоко толкуется творчество отдельных писателей и поэтов. Так, например, поэзия второй половины XIX века изучается в школе в основном с позиций тематического анализа. Таким образом, ученики воспринимают Ф.И.Тютчева и А.А.Фета как «одноприродных» поэтов, а выучив их стихотворения, забывают, кому именно они принадлежат. Между тем художественная манера этих творцов слова различна. Более того, Фет выступал даже в качестве поэтического оппонента Тютчева, не приемля дидактизма в творчестве. Тютчев - классик в романтизме, поэт мысли. Фет - поэт полутонов, музыкальный, видящий красоту в любом, даже самом прозаическом, явлении действительности.

Н.А.Некрасов представляется в школе прежде всего как поэт гражданский. Это, конечно, справедливо, но отчасти: разве можно сводить многотемное и многопроблемное творчество талантливого поэта только к одному аспекту? Преподаватели нашей кафедры на курсах повышения квалификации учителей стараются подчеркнуть, что мировоззрение Некрасова было сложным, противоречивым. Его любовная лирика полна страсти, последний период творчества связан с покаянными мотивами, революционные порывы перемежаются с откровенными православными интонациями, преклонением перед смирением и терпением человека. На Некрасова не могла не оказать влияния его набожная, религиозная мать, образ которой постоянно возникает в лирике поэта. Кроме того, новаторство Некрасова не только в открытии темы крестьянина, мужика. Оно шире. На консультациях, даваемых студентам-практикантам, при чтении лекций на ФПК мы разъясняем: всем своим творчеством Некрасов провозгласил, что объектом поэзии может стать любое самое обыденное, даже некрасивое явление действительности («Если проза в любви неизбежна,//Так возьмем и с нее долю счастья»), расширив тем самым горизонты поэзии, открыв новые пути ее развития.

На совместных заседаниях кафедры литературы и методических объединений подшефных школ также обсуждаются актуальные проблемы современного литературоведения. Например, большой интерес у преподавателей вызывает интерпретация таких сложных для восприятия произведений А.П.Платонова, как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». Вузовские преподаватели предлагают свою систему погружения в мир платоновских образов, способы постижения удивительного языка его произведений.

Последовательное применение научной формы работы с художественным текстом, использование новейшей литературоведческой методологии и терминологического аппарата позволяет формировать у школьников логическое мышление, эстетическую интуицию, общую филологическую культуру.

А ознакомление учителей с новыми подходами в преподавании литературы, с достижениями современного литературоведения и критики через систему переподготовки, разнообразные формы взаимодействия вуза и школы позволяют говорить о благотворности этого содружества.

Э.ЛАВРОВА, О.ЛАТЫШКО, И.СИМАЧЕВА, М.ЯКОВЛЕВ, доценты, кандидаты филологических наук Московского государственного областного педагогического института