И те, кто на протяжении школьных лет относился к учебе наиболее ответственно, а это как раз показал выпускной экзамен, теперь с нетерпением ожидают своего зачисления на выбранные факультеты и специальности... Итоги единого государственного экзамена подвел министр образования РФ Владимир Филиппов, который 2 июля в РИА «РосБизнесКонсалтинг» провел интернет-пресс-конференцию.

Но в начале о том, как понимают сегодня значение единого госэкзамена? Именно с этого начал свое выступление министр. Говорят, что ЕГЭ нужен для того, чтобы победить коррупцию в высших учебных заведениях, изжить взятки при поступлении в институты, университеты, академии. А как этого добиться? Владимир Филиппов утверждает, что все это исчезнет тогда, когда... не будет вступительных экзаменов (об исключительных случаях - разговор отдельный) и приемных комиссий.

- Ректор Тольяттинского университета, который уже сейчас ведет прием студентов только на основе единого государственного экзамена, издал приказ: приемную комиссию распустить. Он принимает в ряды студентов на основе сертификата, который им присылают дети по итогам ЕГЭ, - сказал Филиппов. - Конечно, для того и эксперимент, чтобы обработать технологию, но основная задача единого государственного экзамена остается неизменной. Она двояка. Первая - расширить возможности доступа к высшему образованию для детей, проживающих в отдаленных от центра регионах (Сибири, Дальнего Востока и так далее), а также тех способных детей, которые живут хотя и в Европейской части РФ, но в маленьких райцентрах, сельской местности, и финансовые возможности их семей не позволяют им заниматься с репетиторами, на платных курсах при конкретных учебных заведениях. Выручает система единого госэкзамена. Дети готовятся у себя дома, с помощью своих учителей и потом посылают данные по итогам экзамена в 10 или 110 вузов страны.

Вторая задача - более объективная оценка школьного образования. При поступлении в вузы сегодня никакой роли аттестаты о школьном образовании не играют. Не котируются они в России, не признают их на Западе: в аттестате оценки, как правило, того же самого педагога, который учил ребенка, и, поставив ему в аттестат «4», он фактически ставит ее сам себе. В лучшем случае это оценка школой своего труда. Именно поэтому две четверки в двух разных аттестатах из двух разных школ - две большие разницы. С ЕГЭ появляется объективный механизм оценки качества работы школы, учителя, педагогического коллектива.

По данным Минобразования РФ, единый государственный экзамен начинает оправдывать свой смысл «экзамена равных возможностей». Так, например, по результатам сдачи ЕГЭ около 10% школьных «троечников» сдали экзамен на четверки, а те, кто заслужил «два», ее и получил. Это, по мнению экспертов министерства, доказывает объективность новой процедуры проверки знаний.

Итак, каковы же его результаты? Владимир Филиппов подчеркнул, что оценки 2003 года с учетом увеличения числа участников эксперимента соотносимы с оценками 2002-го, ничего сенсационного не произошло.

Математика: в прошлом году двоек было 11,8%, в этом - 14,1%, пятерок в прошлом году - 8,7%, в этом - 11,4%.

Химия оказалась одним из самых трудных предметов: двоек было 11,9%, стало - 14,3%. Хотя количество пятерок так же, как и по математике, увеличилось: было 9,4%, а стало 11,1%.

Обществознание: двоек - 6% вместо 4,5% в прошлом году, пятерок - 7,6% вместо 7,1% .

Русский язык: двоек в прошлом году было 3,8%, в этом - 8,3%, пятерок было 7%, стало 5,5%. (Видимо, говорит министр, сложнее стало задание.)

Биология: двоек в прошлом году было 10,2%, стало 8,5%, пятерок было 8,1%, стало 9,8%.

Владимир Филиппов заметил, что разница в показателях по отрицательным и положительным оценкам в 1-1,5% не играет роли, потому как в прошлом году ЕГЭ сдавали в 16 субъектах Федерации 300 тысяч детей, а в этом году в 47 - 650 тысяч. Во-первых, расширился контингент учащихся, сдававших ЕГЭ, а во-вторых, действительно более объективной стала картина состояния дел в школе - что мы имеем на самом деле. Некорректно сравнивать проценты прошлого и нынешнего годов, они говорят лишь о том, что никаких всплесков в качестве школьного образования нет, что эксперимент идет по тому плану, который был намечен.

На пресс-конференции министру было задано множество вопросов, которые волнуют родителей, педагогов, учеников. В частности, по срокам подачи апелляции - нужно ли в них укладываться? Владимир Филиппов ответил, что дожидаться, когда тебе в руки дадут сертификат или аттестат, необязательно. Можно подавать апелляцию уже на момент объявления оценки.

- Мы обязаны давать возможность ребенку проходить процедуру апелляции вне зависимости от срока, когда он получил в руки сертификат, - заявил министр образования.

Интересовались о возможной отмене ЕГЭ по литературе - изменил ли министр свою точку зрения после единого госэкзамена. Вопрос очень сложный, потому что на сегодняшний день нет определенности не только с формой сдачи экзамена по литературе, но и с самим содержанием этого предмета, а именно: какие произведения оставить в школьном курсе и в каком объеме изучать те или иные темы. А единый государственный экзамен по литературе - только лишь эксперимент, и еще нужно посмотреть, каковы будут его результаты.

- Мы разве сегодня довольны тем, как проверяем знания по русскому и литературе, когда прилавки завалены сочинениями? - обратился к аудитории Владимир Михайлович. - Мы опросили все 89 субъектов РФ, как лучше проводить итоговую аттестацию по русскому языку и литературе, имея три варианта: сочинение, изложение с творческим заданием, диктант. Результат следующий: 40% за сочинение, 40% - за изложение с творческим заданием, а 20% - за диктант. Даже по существующей форме мы не имеем единодушия. Что уж говорить о ЕГЭ...

Среди вопросов, может быть, самый болезненный о том, не сведется ли со временем обучение в школах лишь к заучиванию ответов на различные тесты. Ответ краток и эмоционален: ЕГЭ - это не тест в чистом виде. Тестом является только первая его часть - «А», а «В» и «С» - это решение задачи или развернутый ответ по истории или литературе. Так что такой опасности нет.

Двадцать шесть с половиной тысяч человек в течение одного часа следили за ходом обсуждения проблемы ЕГЭ в интернете. Десятки задали вопросы и услышали ответы на них из уст самого министра. Виртуальная пресс-конференция показала, что вопросы образования волнуют все больше и больше не только профессиональное сообщество, но и тех, кто является потребителем образования. И это не случайно. В 2003-2004 учебном году число регионов России, участвующих в эксперименте, возрастет до 57, а начиная с 2005-го единый государственный экзамен станет обязательным во всех субъектах Российской Федерации, его должны будут сдавать все полтора миллиона выпускников, результаты ЕГЭ станут обязательными при приеме во все вузы страны. А пока... Пока идет эксперимент, а значит, задавать вопросы и вносить предложения лучше сейчас.