Вместо игр во дворе с друзьями дети часами просиживают «в чате», общаясь с виртуальными приятелями. Вместо занятий обыкновенным спортом выбирают киберспорт - играют в компьютерные игры с гонками, стрельбой, драками, убийством разнообразных монстров и врагов-людей. Молодежь постарше заключает виртуальные браки с электронными мужьями и женами - супругами «по ту сторону» Интернета. Компьютерное общение теперь успешно конкурирует с непосредственным, традиционным, особенно в молодежной среде, а виртуальные сценарии поведения, воспринимаемые детьми и подростками всерьез, порой заменяют им самостоятельное мышление.

Компьютерные игры и Интернет - части транснациональной массовой культуры, которая «усредняет» человеческую личность, старается «стереть» индивидуальность и отчуждает ее от национальной культуры собственной страны.

Кроме того, у подростков появляется психологическая зависимость от компьютера. По подсчетам психиатров у 4 - 6% российских школьников такая зависимость уже превратилась в хроническую. Этот феномен психологи открыли более десяти лет назад. По сути, компьютерные игры становятся особого рода наркотиком. Они вызывают привыкание, нездоровый азарт и отучают человека от реальности. В результате сужается круг интересов детей. Сегодня мало кто из них читает книги. Растет агрессивность, потому что в сюжетах многих игр есть насилие. Между тем, влияние жестоких компьютерных игр на психику более опасно, чем кинофильмов с драками и убийствами. Кинофильмы делают человека наблюдателем, а компьютерные игры - своего рода участником жестоких действий, поскольку, играя, человек отождествляет себя с персонажем, совершающим насилие. К тому же фильм длится один-два часа, а в компьютерную игру можно играть бесконечно.

Ученые установили крайне тревожный и печальный факт: 80% самых популярных у детей 8 - 15 лет игр связаны с виртуальным насилием. И нет ни малейших гарантий, что Интернет-зависимый ребенок, привыкший любой ценой добиваться победы и пачками отстреливать разнообразных компьютерных врагов, будет четко различать добро и зло в реальной жизни...

Между тем, рынок компьютерных игр в России вполне созрел. Теперь уже российские игры завоевывают признание в мире - «Ил-2: штурмовик» и «Фланкер» признаны одними из лучших современных авиасимуляторов, а «Демиурги» могут похвастаться присуждением множества «Выборов редакций» зарубежных игровых журналов и сайтов, уверенными позициями в фаромитах продаж Америки и Европы.

Аналитики предсказывают, что к 2008 г. обороты виртуальных игр в Интернете вырастут в несколько раз. А это значит, что компьютерная индустрия вполне может воспитать поколение легковозбудимых и замкнутых зомби, не знающих иных способов общения, кроме игр и виртуальных контактов. В их сознание могут быть накрепко впечатаны стереотипы из сценариев компьютерных игр, им будут малознакомы обычные эмоции, не говоря уж о чувстве сопереживания ближним. Они смогут находить общий язык только со своим компьютером и противостоять всему остальному миру, который будут видеть в скупых и однообразных красках. К превеликому сожалению, острые ощущения, полученные в виртуальных сражениях, притупляют все остальные, а победы в играх, одержанные любой ценой, отнюдь не ведут к реальным жизненным победам.

Если составить «собирательную» медицинскую карту жертвы компьютерной страсти, в ней будут значиться испорченное зрение, искривление позвоночника, затрудненное дыхание, лишний вес, как следствие низкой физической активности, заболевания суставов и другие хвори. Такие подростки уверенно чувствуют себя в мире компьютерных технологий, но цена этой уверенности слишком высока. Надломленные физически и психически, вечно погруженные в компьютерную «нирвану», они едва ли смогут быть счастливыми.

- У меня есть свой сайт в Интернете, - не без гордости говорит восьмилетний Илья. Этот маленький компьютерный гений не гуляет во дворе, не любит ни кино, ни животных, ни аттракционы в детском парке. Его ведут в музей - он упирается, заставляют читать книги - он презрительно бросает их под стол. С компьютерными азами родители познакомили его в раннем детстве, но теперь и сами не рады. «Илья очень сообразителен, у него большие математические способности. Но он малообщителен, у него нет друзей - за исключением виртуальных», - признает отец мальчика.

Представители Интернет-индустрии не устают утверждать, что во Всемирной сети можно почерпнуть множество полезных знаний, в том числе по школьной программе. А кто спорит? Действительно можно. Однако дети, которые часами блуждают в дебрях Интернета, ищут там вовсе не знания по биологии, химии, физике и прочим наукам. Они прежде всего общаются «он-лайн», ищут разные компьютерные «приколы», играют в те же «бродилки», «стрелялки» и прочие игры либо скачивают музыку и ролики к известным фильмам.

На образование по Интернету они усилий не тратят. Удовлетворение их образовательных потребностей через компьютер обычно ограничивается копированием школьных сочинений, рефератов, решений задачек и ответов на вопросы контрольных. Но в этом случае Интернет опять-таки оказывает им медвежью услугу. Вместо развития интеллекта он позволяет прикрывать свою лень, отсутствие собственных знаний чужими, извлеченными в готовом виде из Всемирной паутины.

Между тем, сейчас компьютеризировано уже большинство школ России, многие из них имеют доступ в Интернет. Развитие компьютерных образовательных технологий - e-learning, в которых используются электронные учебники и пособия, цифровые библиотеки, образовательные услуги во Всемирной сети и так далее, официально названы одним из главных направлений модернизации российского образования. И все эти электронные продукты, включая энциклопедии, словари и справочники по разным предметам и на любой вкус, тоже нынче есть. Для всех возрастов. Здесь вас и азбуке научат, и счету, и законы природы в доступной форме изложат, да еще с картинками, интерактивными возможностями.

Есть, наконец, Федерация Интернет Образования (ФИО), поднимающая уровень знаний о компьютерах десятков тысяч учителей в 42 субъектах Федерации. Есть образовательные порталы - как платные, так и бесплатные, есть специализированные издания. Есть спутниковый канал единой образовательной информационной среды. Все чаще проходят форумы по электронным образовательным технологиям.

При таком обилии возможностей воспользоваться бы ими, обернуть минусы компьютера в плюсы, уход от реальности заменить ее познанием, сужение круга интересов - расширением. И некоторые педагоги действительно с успехом обучают детей с помощью компьютера и Интернета.

Понемногу в России внедряется дистанционное обучение. Московский центр ФИО организует дистанционное обучение педагогов школ пользованию Интернет-технологиями в образовании.

Но в целом виртуальное пространство по-прежнему остается для подростков ареной битв с компьютерными монстрами, гонок с препятствиями и чата. Его мощный образовательный ресурс пока использован слабо. По данным Комитета Госдумы по образованию и науке, Россия находится на 55-м месте в мире по реализации технологий

e-learning. «Сегодня налицо отставание России в развитии электронного обучения и недостаточное понимание этого направления в обществе», - подчеркивает глава Комитета Николай Булаев. Стандартов нового направления в образовании еще нет, равно как и законодательной поддержки.

Часть специалистов считают, что надо создать закрытое виртуальное образовательное поле, обширное и занимательное, привлекательное для школьников любого возраста. Возможно, это частично отвлечет детей от чисто развлекательного Интернета. Однако производители компьютерных игр - слишком сильные игроки на виртуальном поле. Ограничить их экспансию в ближайшее время едва ли возможно. Да и ни родители, ни школа, ни психологи пока всерьез не борются с компьютерной зависимостью детей.

Излечима ли эта болезнь? Возможно, если пытаться ее лечить.