В основе ее лежит совершенно новый подход к демократии - не просто как к системе государственных институтов, а как к общественному диалогу, искусством ведения которого надлежит овладеть каждому гражданину. Форум предоставляет молодежи возможность цивилизованного диалога, призывает к толерантности, сопереживанию, взаимопониманию, что находит выражение в следующих правилах.

1. Ведущий будет направлять обсуждение, оставаясь при этом нейтральным.

2. Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.

3. Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме.

4. Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив.

5. Мы слушаем и слышим друг друга.

Гражданский форум - это ключ к обсуждению проблем общества в аудитории любого уровня и ранга (в том числе и молодежной). Педагогами Брянщины уже подготовлено несколько дискуссионных брошюр по наиболее острым общественно значимым проблемам России и Брянщины: «Экология Брянщины: вчера, сегодня, завтра?», «Безработица: как создать новые рабочие места?», «Детская преступность, где выход?», «Наркотики и дети: как сохранить будущее?», «СПИД: как остановить эпидемию?».

Суть методики «Гражданский форум» заключается в тщательном многостороннем анализе трех-четырех подходов решения общественно значимой проблемы в ходе направленного диалога, в процессе взвешивания всех «за» и «против», когда выявляются осмысленные симпатии и антипатии участников обсуждения и происходит движение аудитории от общественного мнения к общественному суждению по проблеме.

Каждый из этапов проведения гражданского форума предусматривает освоение его участниками навыков толерантного поведения в дискуссии. Так, например, на этапе предварительной подготовки участники располагаются полукругом, что способствует установлению открытой, уютной для обсуждения обстановки.

В процессе объяснения цели ведущий акцентирует внимание участников на конечную общую диалоговую цель: «В результате у нас должна появиться общая многогранная картина проблемы, и мы должны определить масштаб взаимоприемлемых действий и степень поддержки того или иного подхода». Обращаясь к задачам работы, ведущий подчеркивает: «Стремитесь выслушать других и отнестись с уважением к их точке зрения».

В процессе рассмотрения предложенных подходов ведущий не только привлекает внимание к различиям между ними, но и с помощью системы вопросов стимулирует диалог между участниками и создает ситуации для проявления навыков толерантного поведения. К таким вопросам относятся:

Я понимаю, что вам не нравится этот подход, но что, вы думаете, могут привести в качестве аргументов «за» его сторонники?

Что может стать сильным аргументом против того, что вы только что сказали?

Может ли быть что-либо конструктивное в наиболее критикуемом подходе?

Каковы жизненные ценности тех людей, которые могут занимать такую позицию?

Как бы изменилась ваша позиция, если бы вы занимали иную социальную, профессиональную нишу?

Как вы думаете, о чем особая забота людей, которые поддерживают такое мнение?

Как могут отразиться на других ваши предложения?

На этапе завершения форума, после анализа трех-четырех подходов, а также четвертого-пятого, выделенного самими участниками дискуссии, им предлагается проанализировать, чего достигла группа, продвигаясь по пути к взаимоприемлемому образу действий по обсуждаемой проблеме, ответив на специальные вопросы, например, такие:

Как изменился ваш взгляд на точки зрения других людей?

Есть ли позиции, которые большинство из участников поддерживает?

В процессе участия в данном типе дискуссии ее участник получает понимание того, как люди смотрят на проблему. Что они думают о ней, и в какой степени существует взаимопонимание по проблеме. Что движет людьми, что их беспокоит, что для них наиболее ценно.

Многое для поддержания в ходе форума атмосферы терпимости, уважения зависит от самого ведущего. Он должен сдерживать себя, когда появляется желание вмешаться; давать возможность участникам ответить друг другу; оставаться нейтральным по отношению к содержанию и быть осторожным в выражении своих собственных мнений; создать климат некритического, безоценочного участия, помогать в обсуждении проблемы определить «общий знаменатель», но не пытаться вынудить согласие.

Таким образом, сама технология организации и ведения гражданского форума - это технология диалога, а участие в нем способствует освоению навыков толерантного поведения.

Формированию толерантности в ходе диалоговой формы дискуссии, в отличие от дебатов, способствуют следующие особенности форума:

1. В диалоге одна сторона выслушивает другую с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения, а в дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и оппонировать своими аргументами.

2. Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника, а дебаты укрепляют собственную точку зрения участника.

3. Если диалог вызывает самоанализ собственной позиции, то дебаты вызывают критику противоположной стороны.

4. Диалог призывает к временному воздержанию от личных убеждений, а дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений.

5. В диалоге ищут основы соглашения, а в дебатах ищут явные различия.

6. В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой, а в дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой.

7. Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть, а дебаты предусматривают парирование противоположной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто унижают или осуждают человека.

Таким образом, гражданский форум как диалоговая форма общения позволяет научиться выражать свое мнение так, чтобы не стать чьим-то врагом, как это происходит в дебатах.

С позиции возможностей для формирования навыков толерантного поведения может быть интересна не только особая форма дискуссии «гражданский форум», но и «упражнение по оформлению проблемы». Оформление проблемы - это специальное тренинговое упражнение, которое может успешно проводиться в различных молодежных аудиториях. Оформить проблему для обсуждения - это значит найти для нее такое определение, в которое вошли бы взгляды людей различных возрастов, социального и профессионального статуса. Вот почему данное упражнение имеет большой потенциал для формирования навыков толерантного поведения.

Не всякая тема может быть проблемой для рассмотрения в рамках методики гражданский форум. Выбранная тема должна иметь определенные характеристики, например:

это должна быть проблема, по которой в России существует более чем одно действенное решение;

это должна быть проблема, по которой часть населения или отдельные группы людей должны действовать сообща, чтобы она была воспринята.

Так как упражнение имеет целью продемонстрировать участникам многообразие вариантов решения проблемы и те ценности, которых люди придерживаются, то важной задачей, которую должны решить участники, является задача создания как можно более широкого круга действий по решению проблемы, причем включая и те, которые могут лично им не нравиться. В течение 10-15 минут участники самостоятельно записывают возможный список действий, а далее в течение 20-25 минут составляется общий список действий путем опроса каждого участника. Каждому по кругу предлагается назвать одно из возможных действий по решению проблемы. Каждое высказывание облекается в краткую форму и записывается на доске, причем оставляется место для записей ценностных установок, стоящих за этими действиями. По окончании работы участники должны ответить на следующий вопрос: «Есть ли категории граждан, чье мнение не было представлено?», что позволяет акцентировать внимание на многообразии точек зрения о проблеме и на ценности мнения каждого. Но важно не только помочь молодежи задуматься о многообразии точек зрения, образа мыслей людей, но и сосредоточить их внимание на выяснении причин: почему человек думает именно так?

Поэтому в качестве одного из этапов данного упражнения выступает этап поиска ценностей, соответствующих предложенным действиям. Ведущий дает возможность участникам предположить причины, по которым может быть предложено то или иное действие, занесенное в список. Можно попросить участников ответить на вопрос: «Что важно для человека, предлагающего действовать таким образом?» Важно заострить внимание на ценностях, стоящих за той или иной точкой зрения, на восприятии, осмыслении, понимании и присвоении их. Такое понимание позволяет установить в обществе обстановку терпимости, сострадания, участия.

Практика применения методики «гражданский форум» показывает, что представителям молодежи непросто овладеть навыками цивилизованного диалога, быть терпимыми и внимательными друг к другу. В ходе дискуссии наиболее часто нарушаемое правило форума «Мы слушаем и слышим друг друга». Часто встречающаяся реакция на то или иное мнение в процессе обсуждения подходов к решению проблемы или в процессе оформления проблемы «Что за глупость ты говоришь!»

Поэтому так важно, с одной стороны, привлекать к участию в таких и подобных дискуссиях молодежь, а с другой - в процессе воспитания толерантности необходимо использовать разнообразные личностно-ориентированные современные методы и средства. Так, например, нам представляется интересным использование в рамках работы дискуссионного клуба тренинговых методик, помогающих овладению молодежью навыками активного слушания.

Умение молча выслушивать собеседника как проявление участия, сопереживания другому может формироваться в ходе упражнения «Слушаем молча». В парах сначала один из участников рассказывает о себе нечто, что его волнует, беспокоит, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потом участники меняются местами. Обмен чувствами, возникшими во время упражнения, проводится при работе в парах или в группе.

Таким образом, воспитание толерантности как специально организованный процесс является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости в обществе. Воспитанию в духе толерантности, внимания друг к другу способствует участие молодежи в различных формах дискуссии диалогового типа, таких, как гражданский форум. Дискуссия такого типа помогает каждому быть услышанным и слушать других, стараться понять, что стоит за позицией оппонента и с какими сторонами его точки зрения в принципе можно согласиться. Такой взвешенный диалог помогает формированию толерантности у молодежи - нравственно-политического качества гражданина демократического общества.

Тема «Проблема формирования толерантности у школьников». Старшие классы

Цели: после занятия участники смогут:

объяснить термин «толерантность»;

продолжить формирование черт толерантной личности у себя;

провести занятие со школьниками с использованием игровых ситуаций и тренинговых упражнений по формированию толерантности;

задуматься о необходимости формирования толерантности у себя и окружающих; а также о сложности этого процесса.

Ход занятия

I этап. Вводное слово ведущего

Среди современной молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические, профашистские настроения, процветают различные формы дискриминации по групповому, возрастному, половому и другим признакам. Может ли школа всерьез препятствовать таким влияниям? Школа способна стать для детей школой ненасилия, свободы, толерантности. Одна из задач гражданского образования сегодня - подготовка школьников к участию в жизни государства и общества через формирование активной гражданской позиции, составной частью которой является толерантное межкультурное взаимодействие с другими людьми.

В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной литературе множество определений данного понятия - это сотрудничество, дух партнерства, отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо, терпимость к чужим мнениям, признание своего равенства с другими и т.д. Многие отмечают многоаспектность данного понятия - оно означает готовность терпеть, мириться с чем-то, существовать без вмешательства, быть великодушным, снисходительным, миролюбивым, милосердным к окружающим.

В современной педагогике толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. Принятие - это положительное безусловное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

II этап. Участникам предлагается составить «Портрет толерантной личности». Организуется работа в малых группах. Деление людей на толерантных и интолерантных - условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Каковы же основные черты толерантной личности? Вот над этим вы сейчас вместе и подумайте. Задача каждой микрогруппы создать словесный портрет толерантной личности, выделив ее основные черты. Для составления портрета дается 7 минут. Вы должны записать все те предложения, которые будут поступать от членов вашей микрогруппы, но только после того, как это предложение будет принято большинством голосов. После составления обобщенного портрета каждая микрогруппа представит его на обсуждение всех. Для этого один человек от каждой микрогруппы должен будет зачитать полученный словесный портрет и ответить на вопросы других участников, если они возникнут. Как вариант - микрогруппам первоначально дается возможность поочередно назвать лишь одну черту из портрета, которая записывается на доске, и в итоге получается обобщенный портрет с перечнем черт толерантной личности.

Примерный перечень черт:

расположенность к другим людям;

снисходительность;

терпение;

чувство юмора;

чуткость;

доверие;

альтруизм;

терпимость к различиям (национальным, религиозным);

умение владеть собой;

доброжелательность;

умение не осуждать других;

гуманизм;

умение слушать собеседника;

любознательность;

способность к сопереживанию.

III этап. Участниками выполняется Упражнение «Черты толерантной личности» - оно дает возможность оценить каждому степень своей толерантности.

Сначала необходимо поставить знак «+» напротив тех трех черт (они написаны на доске), которые, по мнению участников, у них наиболее выражены. Знак «-» ставится напротив трех черт, которые, на их взгляд, наименее выражены у них. Знак «*» - напротив тех трех черт, которые на взгляд педагогов наиболее характерны для толерантной личности. Затем возможно подсчитывание числа отметивших каждую черту и выделяются три черты, которые набрали наибольшее количество баллов и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Участники получают возможность сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Помочь процессу самопознания на занятии может игра «Магазин», в ходе которой участникам предлагается представить, что существует магазин, в котором есть необычные «товары»: терпение, снисходительность (и далее весь перечень, записанных на доске качеств). Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать один или несколько товаров, которых у него нет (т.е. слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, участник может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке. Закончить игру можно обсуждением вопроса: «Каких качеств и в каких ситуациях общения с окружающими нам чаще всего не хватает?»

IV этап. В Декларации принципов толерантности: «Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями».

В связи с этим участникам предлагается ответить на вопрос: «Кто из перечисленных категорий людей вызывает у вас в большей степени раздражение?» Им разрешается сделать до трех выборов:

Группы людей и представители групп

1. Члены партий, общественных объединений коммунисты, либералы, демократы

2. Антисоциальные элементы террористы, мафия, сектанты

3. Люди группы риска проститутки, бомжи, наркоманы

4. Лица разных национальностей евреи, армяне, кавказцы, цыгане

5. Члены неформальных объединений панки, скинхэды, бритоголовые

6. Люди с отклонениями в развитии умственно отсталые, глухонемые, инвалиды

7. Представители разных социальных страт новые русские, чиновники, бизнесмены, актеры

8. Представители конфессий христиане, исламисты, буддисты

9. Другие

Размышления над данным вопросом подготовят педагогов к участию в следующем этапе занятия.

V этап. Участники выполняют упражнение «Презентация субкультур»

Им предлагается в микрогруппах познакомить друг друга с образом жизни представителей той или иной социокультурной группы (которая наиболее часто упоминалась членами микрогруппы во время предыдущего этапа занятия), предварительно подготовив краткий рассказ о ней, отражающий образ жизни, формы поведения, стили общения, ценностные ориентации (это могут быть этнические, возрастные общности, профессиональные, имущественные группы). Форма представления может быть разной. Когда это упражнение выполняется со школьниками, то им можно дать задание заранее собрать соответствующий материал. Презентующей команде отводится на работу несколько минут. Зрителям дается задание отметить, что в образе жизни данной общности может:

- быть непонятным окружающим;

- вызвать насмешки окружающих;

- провоцировать ненависть и агрессию со стороны окружающих.

После презентации каждой из субкультур «зрители» высказывают свои суждения. Можно отметить в итоге, что отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в обществе.

Затем участникам в группах предлагается найти причины негативного отношения к представителям какой-либо культуры, а также попытаться встать на их место и убедить окружающих (другие группы) изменить свое отношение на более позитивное (оно должно стать толерантным). После работы в группах следуют выступления представителей команд. Задача ведущего - организовать выступления в дискуссии, инициируя дополнения и возражения со стороны других групп, причины межкультурной враждебности могут быть записаны на доске:

культурные стереотипы;

незнание и нежелание узнать другую культуру;

боязнь неизвестного;

ожидание враждебности со стороны другой группы;

опасения возможной конкуренции с их стороны;

ощущение дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь.

В конце занятия участники составляют «Общее обращение к гражданам» о необходимости толерантных отношений в обществе».

Мы договариваемся

(изучается на трех уроках)

ЦЕЛЬ - подкрепить установку на то, что договориться трудно, но это приятнее и надежнее, чем действовать по приказу; выработать соглашение о правилах совместной жизни в классе.

Первый урок

Ход работы

Учитель:

- Я помню, что у вас было сложное, но интересное домашнее задание. Мы поговорим о нем немного позже. А сейчас сравните, пожалуйста, два предложения, которые я написала на доске. Чем они похожи и чем отличаются?

Лучше выбрать правила, более соответствующие проблемам вашего класса в данный момент.

Ты не должен здесь ходить...

Мы договорились, что ты не будешь здесь ходить...

ИЛИ:

Вход в зрительный зал после 3-го звонка запрещается...

Вы можете войти в зал только до 3-го звонка...

Дети

При помощи учителя сопоставляют выражения. По смыслу они одинаковы: запрет. Но по форме отличаются отношением к человеку, интонацией и т.д.

Учитель:

- Если бы этот запрет относился к вам, какую форму обращения вы хотели бы услышать?

Дети:

Называют неимперативную форму.

Учитель:

- Почему?

Дети:

- Не обидно... (предлагаются другие варианты).

Учитель:

- Что можно сделать словом?..

Дети

Рассматривают рисунки в альбоме и высказывают варианты ответа.

Учитель

Подчеркивает, что слово может и помогать, и мешать людям строить отношения, достигать взаимного понимания («Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь», «Что написано пером - не вырубишь топором»? и др.).

Дети комментируют.

Учитель:

- Я с вами согласна. Мы уже обсудили, как можно думать о словах в обычной, повседневной речи. Мы обсудили с вами, как важно думать о слове написанном. Но особое значение имеет каждое слово в документе, договоре, соглашении. Я расскажу сейчас одну историю, но сначала скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете слово ДОГОВОР?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель:

- Спасибо. А теперь слушайте историю. В одной школе на переменах продавалось мороженое. Каждый день кто-нибудь не успевал съесть его на перемене и приходил с мороженым на урок (выбросить-то ведь жалко!). Каждый раз из-за этого что-то случалось: мороженое начинало таять, ребенок пачкал книгу, рубашку, соседа... Это всех отвлекало, урок приостанавливался. И однажды учительница спросила ребят: подскажите, что нам сделать, чтобы мы не отвлекались на мороженое на уроках и успевали сделать все, что должны сделать за 40 минут? Ваши ровесники предложили разные варианты: запретить продавать мороженое в школе, запретить родителям давать деньги на мороженое. Но поняли, что лучше всего договориться и не приходить на урок с мороженым. Они долго спорили, как им записать это в классном договоре. Вот что они предлагали: варианты заранее написаны на доске, но до поры до времени закрыты.

Запрещается есть на уроке. Нельзя есть на уроке. Не ешь на уроке! Мы не едим на уроке. Мы едим только на переменах.

Какой вариант вам больше нравится? И почему?

Дети обсуждают варианты.

2. Домашнее задание.

Учитель:

- Приготовьте дома проект (черновик) классного соглашения. (Начать работу можно в классе).

Второй урок

Ход работы

Учитель обсуждает с детьми варианты правил совместной жизни, вырабатывает с ними документ «Мы договорились, что...» Это один из самых трудных уроков. Потому что обсуждение детских предложений должно быть демократичным, мнение каждого должно быть услышано; приняты должны быть правила, с которыми согласны все, и в той формулировке, которая детям нравится. Учитель заранее собирает все предложения детей, чтобы быть готовым к дискуссии. Нельзя потерять ни одного предложения, ни одного правила. Но нужно помочь детям в ходе дискуссии наиболее четко и ОДНОЗНАЧНО сформулировать их.

Третий урок

Этот урок посвящен написанию соглашения «Мы договорились, что...». Его можно провести как праздник. Пригласить родителей, корреспондентов школьной газеты. Дети приходят нарядные. Текст договора красиво оформляется.

Перед началом церемонии подписания лучше вспомнить еще раз, что такое договор, соглашение; что значит личная подпись под соглашением.

Подчеркните, что это первый в жизни ребенка документ, который он сам составил и подписывает. Один из вариантов такого договора приведен в приложении №7. Он был составлен учениками 1-го класса московской школы №1741. Но его не следует тиражировать: текст договора определяется ситуацией в каждом конкретном классе, тем, что наиболее значимо и актуально именно для этих детей.

Я - ТЫ - МЫ

ЦЕЛЬ: закрепление основных идей курса «Я - индивидуальность, ТЫ - это Я: все люди взаимосвязаны и взаимозависимы, мое Я тем богаче, чем больше тепла идет от меня к другим людям».

Первый урок

Ход работы

1. Разминка «Угадай-ка»

Учитель предлагает детям загадки о человеке. Дети отгадывают.

2. Беседа об основных понятиях курса

Учитель:

- Вспомните, пожалуйста, какие слова вы вписали в контуры слова «мы».

Дети перечисляют: Я и одноклассники; Я и родные; Я и друзья.

Учитель:

- Хорошо, а люди, которые едут в одном автобусе, могут сказать о себе «МЫ»? Приведите, пожалуйста, пример.

Люди, которые живут в Австралии, могут сказать о себе МЫ? Почему? В каких случаях? А в России? Почему?

Дети отвечают.

Учитель:

- Итак, посмотрите, что получается. МЫ - это все человечество. Но в то же время любая группа из двух или тридцати двух человек, объединившаяся хотя бы не надолго, может сказать о себе МЫ. А всякий ли человек может сказать о себе Я?

В ходе этой беседы дети приходят к мысли, что МЫ говорит о себе тот, кто считает себя частью какого-либо человеческого целого, которое объединяет совместная работа или учеба, общий язык, общее гражданство, семья, общие ценности и жизненные приоритеты; возраст и др. Отдельно, может быть, стоит обсудить, какие ценности приемлемы для данного класса и почему та или иная ценность для ваших, коллега, ребятишек - самое-самое главное на этом этапе жизни.

Дети:

- Да, любой человек может сказать о себе Я. Потому что у каждого своя внешность, свой характер, свой внутренний мир (симпатии и антипатии), у каждого свои чувства и настроения; каждый - член какого-то сообщества. Каждый не повторим, двух одинаковых людей нет, даже если они близнецы. И каждый ценен и дорог для кого-то другого. Вот почему каждый может сказать о себе Я.

Дорогие коллеги! Это сложная для детей, почти философская беседа. От привычной для них конкретики, мы перешли постепенно на уровень обобщений и абстракций. Помогайте детям прийти к этим умозаключениям и будьте терпеливы, если дети не сразу приходят к ожидаемой вами цели в беседе. Ведь мы говорим с ними почти о смысле жизни. И о том, без чего невозможна правовая культура - признание ценности каждого человека.

Учитель:

- А правильно ли будет, если я скажу, что к каждому человеку можно отнести и слово ТЫ?

Дети:

- Да. Потому что с каждым человеком рядом есть кто-то близкий или родной (это не только родственники!), рядом есть тот, с кем он вместе что-то делает и т.д.

Учитель:

- Итак, каждый о себе может сказать Я. О каждом можно сказать ТЫ. Каждые два более или менее близких человека могут сказать о себе МЫ. А что общего у этих трех слов и этих трех понятий. Какое общее слово объединяет и Я, и ТЫ, и МЫ.

Дети:

- Человек.

Работа с понятием «человек»

Дети усваивают понятие «человек» и записывают толкование этого слова в альбом. Продолжают предложение «Человек - это...».

Учитель:

- Что отличает человека от животных?

Дети дают варианты ответов, которым учитель мягко оппонирует до тех пор, пока у него есть аргументы для оппонирования.

Например:

Человек ходит прямо - но и многие животные могут подолгу ходить прямо;

человек говорит - но и у многих животных есть свой язык (птицы поют, собака лает...);

человек чувствует, но и животное чувствует (например, опасность);

человек умеет приспосабливаться (например, к различным климатическим условиям - шить одежду, строить теплый дом...), но и лиса роет себе нору, а птица вьет гнездо...;

человек может влиять на свой характер и на свое поведение...;

человек умеет создавать то, чего нет в природе (книга, стихотворение, музыка, машина...);

человек может понять другого человека...;

человек умеет договариваться и вести себя по принятым правилам...;

у человека есть религия...

Учитель:

Вы очень интересно рассуждаете. Мне с вами всегда очень интересно. Спасибо. Но вот какой у меня возник вопрос: «А возможна ли для человека жизнь, если есть только одно Я и он никогда не может кому-то сказать ТЫ или сказать МЫ о себе и ком-то еще?»

Ирина ЯКИМОВИЧ, доцент кафедры педагогики Брянского государственного университета