Первые сто строк

На следующей полосе совсем крошечное сообщение о том, что разослано методическое письмо «О работе на местах над новыми программами и о порядке перехода школ к ним». А рядом - комментарий о предметном фетишизме: «Восхваляемые всюду и везде - в журналах, газетах, докладах, - но не понятые еще и непереваренные как следует учителем, они сделались для него своего рода фетишем, каким-то кумиром, божком, перед которым можно только преклоняться и кадить фимиамы. Боже избави до них дотронуться неумелой рукой, - они рассыпятся впрах! Ими надо пользоваться так, как они есть, - ни изменять, ни перетасовывать в них ничего нельзя! Понятно, эти иллюзии скоро и быстро разобьет сама жизнь, как только программы найдут применение в школе». Разве не похоже на ситуацию со стандартами?

Но больше всего мне нравится полоса «Жизнь и быт». Открывается она заметкой «Животрепещущий вопрос»: «На пороге нового учебного года каждому городскому и сельскому просвещенцу крайне интересно было бы знать: что сулит ему этот новый учебный год? Правда ли, что в этом году еще более чем скромный заработок будет увеличен? Будут ли в этом году изжиты дефекты из области экономики? ...К сожалению, недород и медленный темп подъема всего народного хозяйства едва ли позволит в этом году повсеместно создать достаточно благоприятные условия для работы просвещенцев, и с рядом «дефектов» в этом отношении, несмотря на все усилия партии и правительства, придется встретиться нам, по-видимому, и в новом бюджетном году». Чем не сегодняшняя коллизия с бюджетом на следующий год и повышением учительской зарплаты?

Один материал, «Как живет и работает учитель», мне хотелось бы привести практически полностью. «I. Семья: 1) сам, 2) жена - безработная, 3) воспитанник - женин брат 12 лет, 4) ожидающийся в скором времени ребенок. II. Жилище: 6х4 арш., комната в 2 окна и маленькая кухонька в 1 окно за переборкой. III. Постель: есть; кровать - гнилые дощечки на круглых полешках. IV. Средства существования: 1) 3 червонца в месяц, 2) случайные продуктовые подачки родителей учащихся и 3) 1/48 десятины, засаженная картошкой и вся стравленная скотом. V. Имущество: на будущий год работник надеется курицу с петухом завести и новые подметки к старым сапогам приставить. VI. Одежда: летняя; зимняя - надежда на прибавку жалования и кредитную любезность и долготерпение кооператива. VII. Освещение: на свои денежки: работай хоть всю ночь напролет - светло! VIII. Отопление: государственное, но безнадежное: печи, стены, пол, потолок с крышей и сени идут против отопления. IХ. Бумага: на свои денежки, чернила - тоже. Х. Работа: с 9-13 и с 13-17 со школьниками, дальше подготовка к завтрашнему дню школьной работы, заготовка сведений, анкет, статистических и других данных, подготовка к докладам; работа в районных и объединенных советах, работа в кружках, работа в клубе, работа с населением, ликвидация неграмотности; съезды, собрания, заседания, конференции плюс разработка планов и составление отчетов. ХI. Ответственность: 72 часа в неделю работы с детьми плюс подготовка и общественно-профессиональная работа! Все требуется, но всего не выполнишь. ХII. Пища: грызи гранит науки; если же хочешь жевать удобоваримую пищу, то ходи и лето и зиму в чем мать родила».

...Слава Богу, за восемьдесят лет хотя бы неграмотность изжили. Но при нынешнем финансовом положении системы образования она вскоре может снова захлестнуть страну. Интересно, кто тогда будет с ней бороться?