Первые сто строк

Школа в том поселке расположена в обычном здании, таких тысячи по России, но внутри свой собственный дух, атмосфера. Внутри она похожа на теплицу - куда ни глянь - цветы: на подоконниках, на полу, на стенах. На окнах - расшитые затейливыми орнаментами занавески. Казалось, что не в классе сидишь, а дома - в уютной горнице, где вкусно пахнет домашней стряпней. Школьному музею, созданному вместе учителями, учениками и родителями, могут позавидовать многие государственные этнографические музеи: там, например, сохранилось немало образцов одежды столетней давности. Мы были в той школе вместе с Валентиной Ивановной Матвиенко, бывшим заместителем председателя правительства. Она переходила от одной вещи к другой и все удивлялась: как удалось сохранить все это богатство? Помню, ей особо понравилось одно национальное платье. Оно было так скроено и расшито, что хоть сегодня надевай на самый престижный показ моды в национальном стиле. Вдруг к нам в коридоре подошел серьезный мальчишка-первоклассник. Он посмотрел строго и спросил: «А где здесь Филипенко?» Директор школы дернула пацана за рукав, но губернатор так же серьезно ответил: «Я Филипенко. Что у тебя за дело ко мне?» Мальчишка все с тем же серьезным выражением лица сказал: «Хочу с вами сфотографироваться. Можно?» «А почему нельзя? Давай! А эту тетю возьмем? Она из Москвы, из правительства». «Не, - ответил смущенно, но твердо пацаненок.- Я с вами хочу, вы же наш...» Матвиенко не обиделась: «Вот это авторитет, дорогого стоит...» Встречаясь много раз с Александром Васильевичем и до этой поездки и после, бывая на многих мероприятиях, в которых он принимал участие, я все время ловил себя на мысли, что вижу человека, который абсолютно не похож на большинство других губернаторов. Он одинаково на равных, заинтересованно общается с олигархами, которые добывают нефть и газ в округе, и с обычными охотниками, учителями, университетскими профессорами. Он не уйдет со встречи, пока не выслушает последнего вопроса и не ответит на него. Он одинаково крепко дружит с великими Раостроповичем и Гергиевым, которых знает весь мир, и со своим школьным товарищем Вячеславом Егоровым или тренером по гимнастике из Казахстана Натальей Кургунцевой. Он может отложить серьезную встречу, чтобы поехать на конкурсный урок по истории в школу, когда ему скажут, что будет обсуждаться тема присоединения Сибири к России и роль Ермака в истории. Он ходит без охраны по Ханты-Мансийску, а уж тем более когда летит, плывет или едет в города и поселки округа. Любой может подойти к нему и сказать, что болит, спросить, что власть собирается делать, чтобы решить ту или иную проблему. В прошлые выходные в Ханты-Мансийске проходил окружной Молодежный форум. Все города и районы округа представили на выставке свои лучшие проекты. Они касались строительства жилья для молодежи, работы молодежных фирм и компаний, обеспечивающих подростков работой, поисковых клубов и центров технического творчества. Его пригласили на открытие этого форума, он пришел и провел там несколько часов, переходя от одного стенда к другому, всматриваясь, вслушиваясь в то, что говорили ему молодежные лидеры и обычные ребята. И каждый раз, завершая разговор с очередной командой, он спрашивал: «В чем вам нужна моя помощь или помощь правительства округа?» И только на следующий день я понял, почему так много времени он провел на этой выставке. Потому что на следующий день губернатор пришел на действительно серьезный разговор с молодежью - в зале сидели человек пятьсот. Рассказывая им об округе, он словно делился тем, что, на его взгляд, удалось сделать, и советовался, что надо еще сделать, не скрывал, что его волнуют проблемы, которые могут возникнуть в скором будущем. Он хотел, чтобы они поняли: будущее земли, на которой они живут, зависит от них, что это не временное пристанище, передышка перед «перелетом» на большую землю, на материк. Может быть, поэтому он сумел добиться, чтобы в Ханты-Мансийске все-таки открыли государственный университет, пригласил сюда уже давно осевших в Японии российских ученых, чтобы они учили югорских студентов, построил школу искусств для одаренных детей Севера и, главное, собрал вокруг себя очень молодую команду управленцев, людей энергичных, непоседливых, с легкой сумасшедшинкой...

...Честно говоря, я хотел написать о другом, о том, как однажды вертолет пролетел сквозь кольцо радуги и как долго все увидевшие это чудо не могли вернуться к деловым разговорам. Но, сев вчера рано утром в самолет в Ханты-Мансийске, я понял, что должен публично поблагодарить Александра Васильевича за то, что он помог мне сделать открытие, каким должен быть губернатор, чтобы о нем говорили «наш», имея в виду вовсе не географическую расположенность.