I ТУР

I КОНКУРС.

Приветствие богини КЛИО:

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,

Слово привета свое я обращаю.

Вам пожелаю я, о сыновья Геродота,

Честно сражайтесь под сводами храма науки,

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же дарует Великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знания покажет искусней.

Муза Истории - КЛИО

Вас приглашает. Идемте.

РАЗМИНКА

I. Необычные имена.

«Всемирный паук»: французский король Людовик XI, как паук паутину, плел интриги, заманивая в свои сети и уничтожая противников.

«Денежный мешок»: Иван Данилович - князь Московский с 1325 г., затем Великий князь Владимирский, собиратель земель вокруг Москвы. Скопил богатства в Москве, что помогало ему откупаться от Золотой Орды, сохраняя мир. Был прозван Калитой, т.е. «денежным мешком».

«Друг народа»: Жан Поль Марат. Деятель Великой Французской революции, якобинец, издатель газеты «Друг народа».

«Железный канцлер»: Отто Бисмарк. Первый канцлер Германии, осуществил план ее объединения сверху, один из организаторов Тройственного союза.

«Неподкупный»: Максимилиан Робеспьер. Деятель Великой Французской революции.

«Геродот»: древнегреческий ученый историк, «Отец Истории».

II КОНКУРС.

1. Написать имена древнегреческих богов и указать, чему покровительствовал каждый.

2. Назвать имена героев Отечественной войны 1812 года, указав их роль в войне.

3. Назвать основные элементы НЭПа, указав, кто был инициатором ее проведения.

4. Написать имена участников движения декабристов, указав их судьбу после разгрома восстания.

III КОНКУРС.

«Красивые названия».

«Варфоломеевская ночь»: событие в ночь на 24 августа 1572 г. в Париже. Сторонники католической церкви устроили резню протестантов. Символ коварства и предательства.

«Война Алой и Белой розы»: феодальные войны между династиями Йорков, в гербе которых была белая роза, и Ланкастеров, в гербе которых была алая роза.

«Гордиев узел»: легенда гласит о том, что Александр Македонский, не сумев распутать хитро завязанный легендарным царем Гордиев узел, разрубил его.

«Бостонское чаепитие»: в 1773 г. в Бостонский порт был доставлен груз с чаем. Но пошлины на товар были непомерно высоки. Возмущенные жители сбросили чай в море.

«Король-солнце»: Людовик XIV, король Франции. В период его правления созданы условия для усиления абсолютизма. Придворные льстецы именовали его «Король-солнце».

«Отец ужаса»: так называли арабы Большого Сфинкса в Египте. Освещенный ночью яркой луной, он внушал особый страх, возвышаясь среди песков.

II ТУР

I КОНКУРС.

«Крылатые выражения».

«Гуси Рим спасли»: на Рим ночью напали галлы. Но гуси, находившиеся в храме, услышали шум и загоготали. Римляне проснулись и отразили нападение галльских племен.

«Троянский конь»: греки, не сумевшие взять Трою длительной осадой, по совету Одиссея соорудили огромного деревянного коня, внутри которого спрятали вооруженный отряд. Ночью греки перебили жителей Трои, разрушили город.

«Кандидат в «Наполеоны»: белый генерал Л.Корнилов приказывал вешать и расстреливать солдат за неподчинение.

«Поднять на щит»: в Риме, выбирая полководца, поднимали его высоко на щите, над головами воинов. Означает сильно хвалить человека.

«И ты, Брут»: в убийстве Цезаря в Сенате принимал участие его ближайший друг - Брут. Цезарь якобы произнес эту фразу, увидя его среди своих убийц. Употребляется как символ предательства.

«Пиррова победа»: царь Эфеса Пирр одержал победу над римлянами ценой огромных потерь. После битвы он якобы воскликнул: «Еще одна такая победа, и у меня не останется армии».

II КОНКУРС.

Участникам предлагается изображение предметов. Следует определить, какое крылатое выражение связано с этим предметом.

Изображение. (Крылатое выражение)

Меч. Дамоклов меч. (Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет).

Копье. (Копья ломать).

Шкатулка. (А ларчик просто открывался).

Замысловато завязанный узел. (Гордиев узел).

Шлем рыцаря с поднятым забралом. (С открытым забралом).

Яблоко. (Яблоко раздора).

Перчатка (Бросить перчатку).

Лошадь. (Троянский конь).

Шляпа. (Дело в шляпе).

Щит. (Со щитом или на щите).

III КОНКУРС.

Знаешь ли ты?

1. Кому из немецких военачальников поражение на советско-германском фронте принесло повышение по службе? (Гудериану, Паулюсу, Манштейну).

2. Кто из западноевропейских политиков сказал, что «именно русская армия выпустила кишки у германской военной машины»? (У.Черчилль).

3. Сталин называл его по имени, отчеству и разрешал курить в своем рабочем кабинете. О ком идет речь? (Б.Шапошников).

4. Первым известным московским князем был:

а) Юрий Долгорукий?

б) Даниил Московский?

в) Иван Калита?

6. В годы его правления был введен штраф, достоинством 1 копейка. За что нужно было платить эту сумму?

III ТУР

Конкурс капитанов.

Состязание капитанов команд по принципу вопрос - ответ. Ведущий называет определенную историческую эпоху: капитаны обеих команд вызываются к доске и за установленное время выполняют работу письменно.

При этом нужно написать как можно больше дат названной эпохи.

ИГРА СЛОВ.

1. По какому предлогу можно плавать?

(по реке По в Италии).

2. Если в названии физкультурного снаряда изменить одну букву, то получится состязание средневековых рыцарей.

(турник - турнир).

3. Какой дикий зверь является источником жизни многих поколений людей государств Азии?

(река Тигр в Междуречье).

4. Если в названии реки, протекающей в Европе, изменить одну букву, то получится имя средневекового жестокого испанского герцога. Кто это?

(Эльба - Альба).

5. Какой кровеносный сосуд является столицей европейского государства?

(Вена).

6. Если в названии места, где ремонтируют суда, изменить одну букву, то получится славянская соседская община.

(Верфь - Вервь).

Игра с болельщиками.

1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай).

2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

3. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь).

4. В каких странах были длинные стены? (Китай, Афины).

5. Где и когда самые мирные домашние животные «пожирали людей» (Англия).

6. Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор).

7. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Разные названия одного города).

8. По какой лестнице никто никогда не ходил?

(Феодальная).

9. Какую фамилию носил Петр I? (Романов).

10. Правитель какого огромного по территории государства жил в «сарае»? (Сарай-Бату).

11. Какая «ракета» мчалась со скоростью 6-8 км/час? (Паровоз Стеффенсона).

12. Название каких войн указывает на их продолжительность? (7.30.100).

13. Когда в военной истории опасность представляли свиньи? (Ледовое побоище).

14. В какой стране жили «бешеные»? (Франция).

15. Что такое «греческий огонь»? (Горючая смесь).

Заключительный этап олимпиады

Окончание олимпиады должно быть торжественным, следует продумать ритуал награждения победителей.

Победители определяются: индивидуальные, т.е. ими могут быть ученики, которые отличились в ходе олимпиады широким кругозором, глубокими и прочными знаниями, умением ими оперировать.

По параллелям: т.е. ими могут быть команды, наиболее отличившиеся и набравшие наибольшее количество очков в своей параллели.

Победители определяются по количеству набранных баллов. Они складываются: из количества очков, заработанных командой или отдельными учениками класса на первом туре олимпиады, по итогам конкурсов на втором туре олимпиады, из количества очков, полученных болельщиками на втором туре олимпиады.

Светлана ОЛЕЙНИК, учитель истории и обществознания, Саранск