Для подъема ушата с водой употреблялось особое коромысло, называвшееся водоносом. Оно представляло собой две палки, одну длинную, другую короткую, несколько длиннее диаметра ушата, соединенные между собой посредине короткой цепью. Короткая палка продевалась в отверстие ушата и верхняя поднималась с ушатом на плечи людей, носивших его.

Для ношения воды ведрами применялось деревянное дугообразное коромысло, широкое посередине, суженное и утолщенное к концам, на которых крепились железные крюки для навешивания ведер. В отдельных случаях вместо железных крючков использовались изогнутые деревянные сучки. Коромысло иногда окрашивалось и даже украшалось несложной росписью или резьбой.

Испокон веку крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а потом «чем Бог пошлет». Отсюда и мечта русского народа о «молочных реках». Чтобы удобно было носить кувшины и корзины с молочными продуктами, молочница использовала коромысло.

В семье моей учительницы истории Тамары Александровны бережно хранится коромысло, которому почти 200 лет. Прадедушка Тамары Александровны был крестьянином и на этом коромысле носил воду из пруда. Это деревянная широкая планка с углублением, чтобы удобно лежало на плечах. Для шеи есть выемка. На концах коромысла крепилась прочная цепь с крюком, чтобы могла выдержать тяжесть.

В заключение хочу напомнить, что старые вещи - всего лишь знаки, оставленные нам прошлой жизнью. Но это не прошлое - это всегда завтрашнее, этим когда-нибудь заинтересуются наши потомки. Не выбрасывайте, не уничтожайте старое, ведь старое - не значит лишнее, бессмысленное. С прошлым не стоит окончательно прощаться. Память должна разрешиться воспоминаниями.

Пенза