Казалось бы, понятно, что каждому учителю нужно опираться на помощь родителей, ведь они знают о своих детях все и могут открыть педагогу такие тайны, которые тому нужно учитывать в своей работе. С другой стороны, родители должны отдавать себе отчет в том, что именно делает учитель с их ребенком. Когда Битянова выступает с лекциями перед учителями, она начинает с того, что рисует на доске огромный круг, символизирующий целостное развитие ребенка, а затем направляет от этого круга стрелки, обозначающие то, что влияет на это развитие. Понятно, что развитие ребенка определяют школа со всеми своими возможностями и семья. Когда педагог работает с родителями, подчеркивает Битянова, он работает с тремя темами. Во-первых, определяет, в чем состоит сотрудничество с родителями, и как оно может осуществляться на территории школы, намечает обучение родителей, так как папы и мамы младшеклассников выполняют не только родительские, но и педагогические функции. И наконец, создает у родителей объемное видение ребенка, чтобы они знали, как ведет себя их чадо вне семейной обстановки, и что он собой представляет, какие ценности демонстрирует окружающим.

Зачем все это нужно? Подчас представления родителей о собственном ребенке, его возможностях, его развитии, его человеческих качествах оказываются, мягко говоря, более радужными, нежели это есть на самом деле. Педагог, по мнению Битяновой, должен научить родителей видеть своего ребенка в реальных условиях обучения, должен стать их партнером в процессе воспитания. Но, как особо подчеркивает психолог, есть определенная граница, переступать которую нельзя, ведь существуют особые зоны ответственности педагога и родителей. Учитель отвечает за свое, родители - за свое, но у них при этом есть зона совместной ответственности за ребенка в начальной школе.

Место встречи - родительское собрание и не только

В начале обучения в первом классе родители обычно очень охотно посещают собрания, потому что им дают нужную и новую информацию, не затрагивающую практически личность их ребенка. Но чем дальше, тем неприятнее родителям приходить на собрания, потому что речь идет уже о способностях и успехах детей. Учитель должен эту напряженность снять. Каким образом?

Битянова опять рисует на доске круг, предлагает представить, что он символизирует целостность ребенка, его индивидуальность, его «Я», и делит круг на шесть равных секторов: «Я и мои способности (интересы, которые я сознаю, развиваю, удовлетворяю)», «Я и моя деятельность, мой практический опыт (мое реальное воздействие и влияние на мир)», «Я и мои переживания, эмоции, чувства», «Я и мои ценности», «Я и другие люди (кто они для меня)», «Я и мои физические возможности». Развиваясь, ребенок может расширить грани своего «Я». Чтобы развитие было гармоничным, а круг «Я» не был уродливым, кругом у него должна быть гармоничная окружающая среда, которая запрашивает развитие всех сторон личности, предлагая сотрудничать или проявить свое творческое «Я», продемонстрировать физические возможности или повлиять на окружающий мир.

Что окружает ребенка? Школа и семья. Поэтому очень важно разобраться в том, что они могут сделать реально для развития ребенка. На родительском собрании, говорит Битянова, можно предложить родителям бланк с двумя кругами. На одном круге они должны отметить, в какой мере, по их мнению, реально школа развивает те или иные стороны «Я» их ребенка, на втором указать идеальную картину того, как им хотелось бы, чтобы школа это «Я» развивала. Учитель при этом готовит свой листочек, где обозначает, что реально может школа, что она может предложить семье и чего она семье предложить не может. Получаются две модели личности ребенка: одна - то, что может сделать школа, если ей никто не помогает, другая - то, что хочет семья. Вот тут и нужно учителю вместе с родителями определить совместную модель того, как ребенок будет проживать свою жизнь, что может дать семья, что может дать окружение, что могут дать школа и учреждения дополнительного образования, что нужно сделать, чтобы по максимуму достроить личность ребенка до идеального целого. В результате такой встречи на родительском собрании каждая семья определяется с тем, какие у нее есть возможности. В отношении воспитания ценностей, например, это могут быть вечерние беседы с ребенком, совместное чтение книг, совместные походы на спектакли и обсуждение их. Если члены семьи каждый вечер будут интересоваться у ребенка, как он провел день, что он чувствовал, что он думает по поводу завтрашнего дня, то его внутренний мир будет развиваться более гармонично. При групповой работе родители могут предлагать самые разные идеи по формированию развивающей школьной среды для их детей. Иными словами, тут может сложиться разговор учителя с родителями не только о том, как они вместе могут способствовать гармоничному развитию ребенка, но и о совместной работе школы и семьи. На таком собрании, как рассказывает Марина Битянова, родителей ждут открытия. Например, они могут пожаловаться, что их ребенок мало читает, хотя они сами читают запоем. Возникает вопрос, где и когда они читают: в метро или поздно вечером перед сном, и тут выясняется, что ребенок их с книгой не видит, а потому не может брать с них пример. Или родители спорят перед телевизором. Их споры ребенку не интересны, потому что он в них не участвует, а потому не слышит, какие интересные мысли родители высказывают по поводу судьбы страны, человечества. То есть семейная среда не становится для ребенка развивающей даже тогда, когда его родители весьма начитанные и умные люди.

Игры, которые не должны быть жестокими

В один из вечеров учитель может пригласить родителей своих учеников на игру «Какое влияние родители могут оказывать на ситуации в классном коллективе?». Ведущий, рассказывает Битянова, приносит два разноцветных круга, например, зеленый - «Мир семьи», и желтый - «Мир школы». Родители должны в ходе игры понять, как эти два мира взаимодействуют: существуют отдельно или полностью совпадают по ценностям, смыслам, формам поведения и так далее. Родители вместе с учителем долго обсуждают и размышляют, что означает каждая модель, а потом начинается основная работа, которая заключается в том, что весь родительский коллектив делится на две группы. Одна группа остается родителями, а вторая - превращается в педагогов. Каждая группа на листках бумаги на основе собственного опыта формулирует перечень вопросов, просьб, требований, претензий, то есть самых разных обращений, которые родители адресуют педагогам, а педагоги - родителям. Затем обе группы вместе начинают зачитывать списки и разбирать, какие претензии, обращения предъявлены по существу и по адресу, а какие нет. В результате на доске появляются три списка: общих, взаимных обращений, список безответных обращений родителей к педагогам (например, родители запрашивают информацию о состоянии физического здоровья ребенка, а учитель не может ответить на это) и список обращений педагога к родителям. Родители и педагоги видят, что большая часть претензий - взаимные, и ведущий обращает их внимание на то, что, по сути дела, это поле для сотрудничества, совместные задачи, которые нужно решать. Необоснованные запросы педагогов и родителей друг к другу в ходе обсуждения снимаются, и, по мнению Битяновой, это помогает установлению взаимопонимания и решению конфликтных ситуаций.

Заканчивается все тем, что каждый родитель по очереди подходит к доске и в списке отмечает несколько таких пунктов, какие для его семьи и его ребенка сегодня самые важные. Например, поддержка физического здоровья, развитие интеллектуальных способностей. Таким образом, появляются задачи, актуальные для всех родителей, их решение объединит всех родителей класса. При этом учитель должен спросить: что могут сделать родители, чтобы эти задачи решить. Это могут быть совместные походы на выставки, выезд за город, общий праздник, постановка детского спектакля, организация соревнований.

Отношения педагогов и родителей нынче характеризуются тем, что очень часто нарушаются самые элементарные приличия. По мнению Битяновой, это происходит потому, что нарушены духовные основания общения. Деловые отношения предполагают, что люди осознают все особенности своего культурного генотипа и выстраивают эти отношения с определением некоторых границ. Но в школе отношения родителей и педагогов строятся с явным нарушением всех границ. С одной стороны, родители, как правило, выступают пострадавшей стороной: психологи без их разрешения тестируют детей, педагоги провоцируют их на откровенность и узнают вещи, которые родители хотели бы оставить в рамках семьи. Стиль школы - стиль интервенции, приказа по отношению к семье. Тем, чьи дети учились в школе, хорошо известно, что право на приватность и тайну нарушали, чувство собственного достоинства за годы обучения ребенка в школе неоднократно оскорбляли. Есть люди, для которых такое нарушение границ приводит к серьезному конфликту. С другой стороны, интервенция родителей в школу очень часто непродумана и завышена, родители приходят в школу не с предложениями, («Давайте подумаем, что можно сделать, разберемся), а с утверждением «Вы должны». Не дай Бог, при этом родители за что-то платят школе - за охрану, за дополнительные услуги и так далее, - тогда будут звучать упреки «Мы вам платим - вы обязаны», демонстрироваться уничижительное отношение к учителям, обсуждаться их личная жизнь. Порой учителям даже адресуются угрозы.

Педагоги начальной школы лучше других своих коллег умеют держать границы с родителями, но при этом их нужно держать не на замке. Для этого родителям можно предложить таблицу, в которой обозначаются зоны ответственности по поводу той или иной проблемы. В столбиках таблицы обозначаются проблемы и те, кто должен их решать, - учителя, учителя + дети, дети, администрация, родители + дети, родители. После обсуждения с учителями и родителями удается обозначить, кто и в каком случае может и должен решать проблему. Конфликтные отношения родителей и детей - это проблема ученика или родителей. Родители предъявляют финансовые претензии педагогу, но это проблема не учителя, а администрации школы, которая заставляет учителя собирать деньги. А вот если учитель и ребенок поругались на уроке, то это проблема ребенка и учителя, и родителям не нужно вмешиваться в это, если, конечно, учитель не перешел рамки дозволенного, например, не поднял руку на ребенка. Когда такая проблемная таблица заполнена, становится ясно, какими должны быть зоны ответственности, как строить отношения педагогов и родителей, как должна выстраиваться граница взаимоотношений и как нужно помогать друг другу. Битянова приводит пример, который вызывает всегда бурное обсуждение: ребенок нарисовал на парте во время урока непристойную картинку. Чья это зона ответственности, какая санкция должна последовать за это? Первая реакция - реакция на непристойность, и первая санкция - вызов родителей. Вторая реакция - когда начинают разбирать эту ситуацию (на самом деле главное то, что ребенок рисовал на парте во время урока), вызов ребенка к доске. Учитель дает ему задание и говорит, чтоб не забыл во время перемены стереть нарисованное. Обращать внимание на непристойный характер рисунка не нужно. Увидеть суть ситуации и адекватно отреагировать - главное, что определяет правильность отношений с родителями.