- Ничего не понимаю, - недоумевала воспитательница. - Что случилось с ребенком? Как дикий звереныш стал: на детей с кулаками набрасывается. Дерзит. Взрослых не слушается. Ну как его заставить спокойно сидеть на занятиях? Это невозможно! Школа такого просто не примет...

- Так, - подвела черту заведующая садиком. - Пора обращаться к Тамаре Александровне.

Педагог-психолог высшей категории, руководитель дошкольного отдела Центра диагностики и консультирования Центрального района Челябинска, Тамара Карпова, выслушав характеристику на разбойника Ваню, сказала:

- Ребенок нормальный. Работать надо с семьей.

Ванина мама, молодая интеллигентная женщина, на контакт с Тамарой Александровной пошла с первой же минуты.

- Понимаете, трудно мне одной. Муж бизнесмен. И ничего, кроме бизнеса, в этой жизни его не интересует. Обвинять же его прямо в глаза я не решаюсь: мы ведь живем дай Бог каждому. А это его заслуга. Ни в чем не нуждаемся...

- Ну как это «ни в чем», - тихо не то спросила, не то утвердила Карпова. - А в любви? Во внимании? Вот что: я сейчас напишу вашему мужу приглашение на занятия в Школу эффективного родителя. Постарайтесь, чтобы он пришел. И через полгода, как раз к сентябрю, у вас все наладится. Ваня пойдет в школу вполне спокойным, счастливым ребенком, станет успешным учеником. Главное, чтобы папа приходил на занятия. Вместе с вами.

К чести папы, а он тоже оказался человеком интеллигентным, на занятия он пришел. И даже без опозданий. Правда стул поставил у самого окна. Мобильный телефон держал прямо в руках. И через каждые пять минут приподнимался со своего места, чтобы выглянуть в окно. Там стоял его новый роскошный автомобиль. Нет, он не боялся, что его угонят, хотя и хотел, чтобы все так подумали. На самом деле папа демонстрировал всем присутствующим на занятии семерым родителям, что он тут единственный крайне занятой человек, что «ладно, так уж и быть, на первый раз я выделил время на все эти ваши несерьезные игрушки-финтифлюшки, но потом - увольте... Не до ерунды!»

...В кабинете, где проходили эти занятия, мы ведем разговор с Тамарой Александровной. Она рассказывает, чем занимается Центр диагностики и консультирования:

- Работа может проводиться одновременно и с детьми, у которых есть проблемы, и с их родителями. Две трети детей, занимающихся в нашем Центре, - это дети, не посещающие детские сады. Хотя есть и такие, как Ванечка.

- С какими вопросами обращаются к вам родители домашних детей?

- Чаще всего они просят определить уровень готовности к школе и выявить умственную одаренность ребенка.

- А если у него есть проблемы?

- После тестирования мы подбираем программу, методы и средства, которые необходимы этому ребенку. Если ему требуется индивидуальная работа (то есть если уровень развития ребенка не соответствует его возрастной группе) - работаем с ним индивидуально. Если проблема с адаптацией, рекомендуем занятия в группе. На сегодня в Центре шесть детских групп по 5-7 детей. А индивидуальная работа ведется с 12 малышами.

Центру диагностики и консультирования - 10 лет. У нас есть понимание главного: если мы хотим помочь ребенку, то в первую очередь надо помочь его семье. Вот почему тренингу в Школе эффективного родителя - такое серьезное внимание. Мы считаем его самым удачным методом в работе с семьей. Дети, которые скоро станут первоклассниками, записываются к нам в Школу будущего ученика «Автограф». Приходят к нам и те ребята, которые по каким-то причинам не хотят идти в школу (их приводят родители). Выясняем, почему, и исправляем ситуацию. Чаще всего они не хотят, потому что еще не нагулялись. Потому что в детских садах слишком замучили занятиями. Они проходят как в школе: по классно-урочной системе. А надо играть! Пока еще, до поры-до времени - играть!

...Ванечкин папа втянулся в тренинг к пятому занятию. Кстати, он на него сильно опоздал: ездил куда-то далеко. И прямо с дороги, уставший и измученный, открыл дверь кабинета.

- А вот и Гена пришел! - воскликнула Карпова. - Сейчас он уберет игрушки, которые разбросаны по всей комнате.

Папа оторопело остановился, но тут же сообразил, что моделируется ситуация в семье, при которой ребенка надо заставить убрать игрушки.

- Я устал, не буду, не хочу, - включился он.

- А я настаиваю - твердо ответила на это Тамара Александровна.

Когда Гена убрал все игрушки, она спросила, какое чувство он при этом испытывал. Папа ответил:

- Если честно, я бы вас убил.

Так все родители в тот день поняли, что иногда могут испытывать дети, которым в конце тяжелого дня строго велено что-то сделать.

...Разбойник Ванька учится уже в пятом классе. Без троек. В их хорошей, дружной семье растет еще один ребенок.