- Александра Алексеевна, каковы, на ваш взгляд, основные проблемы начальной школы?

- В 1998 году мы провели исследование и обнаружили, что большинство детей, приходящих в первый класс, особой страсти к учебе не испытывают. Учитель ведет урок, задает упражнения, а первоклассники чуть ли не в один голос заявляют, что они все это уже в детском саду проходили. Мы собрали методистов и руководителей детских дошкольных учреждений, расположенных рядом с нашей школой, и подняли проблему дошкольной подготовки, проблему преемственности сада и школы. Почему? Дело в том, что в детских садах появилось много новых интересных программ, таких, как «Развитие», «Детство», но воспитатели, не обладая методикой обучения, пытались заменить школу и по-своему научить детей грамоте и азам математики.

Мы сделали еще одно очень интересное открытие. Раньше учителя начальных классов считали, что ребенок приходит в школу белым листком. Но когда пришли в ДОУ на открытые занятия, то увидели, что дети достаточно развиты и владеют учебными навыками, которые помогут им в школе. Сегодня уже учителя начальных классов не считают, что они собирают в первый класс «белые листочки», - дети приходят в школу хорошо подготовленными.

На мой взгляд, основная проблема в начальной школе - это разница в возрасте. В первый класс принимаются дети от 6,5 и почти 8 лет. Как видите, возрастной разброс достаточно велик. В связи с этим основная задача учителя состоит в том, чтобы организовать учебный процесс таким образом, чтобы всем детям было интересно и все они успевали.

Следующая проблема - правильный выбор учебно-методических комплектов и учебных программ. Сегодня успешно применяются несколько УМК, но вместе с тем учитель начальных классов никак не может перестроиться на то, что тот материал к уроку, который подобрал автор учебника, рассчитан на детей с разными возможностями. Учитель, выбирая тот или иной учебник, должен придерживаться принципов, заложенных автором.

- С каким уровнем подготовки сегодня приходят в школу первоклассники?

- Дети приходят в школу с довольно низким уровнем культуры и воспитанности, им не хватает учебных навыков, они не умеют общаться со взрослыми. Что бы там ни говорили, но культура и воспитание должны закладываться в семье. К сожалению, сегодня многие родители не знают, как правильно воспитать ребенка.

- Каким, по-вашему, должно быть предшкольное образование?

- Каждая ступень должна решать свои задачи. Воспитатели должны сформировать у ребенка позицию школьника, подготовить его таким образом, чтобы он умел слушать, понимать и принимать задачу учителя, уметь общаться со сверстниками и взрослыми. Это очень важно. И еще важно, чтобы ребенок хотел идти в школу. И, конечно же, в ДОУ должны обращать особое внимание на здоровье детей.

Киров