- Наш Центр ведет экспериментальную работу более чем в 40 образовательных учреждениях различных округов Москвы по следующим направлениям: формирование здорового образа жизни и физическое развитие ребенка, умственное развитие и детское творчество, развивающее индивидуально ориентированное обучение дошкольников, игра и развивающая предметная среда детства, новые информационные технологии, экологическая культура ребенка, преемственность между детским садом и школой, социальное развитие ребенка в условиях детского сада и семьи, речь и речевое общение детей, формирование основ эстетической культуры и развитие художественных способностей и одаренности у детей дошкольного возраста, обучение дошкольников русскому языку как второму, двуязычный детский сад, обучение иностранному языку, реабилитация глухих и слабослышащих детей и интеграция их в общество слышащих. Все это чрезвычайно важно для работы дошкольных образовательных учреждений. Но нас тревожит, что 122-й закон, принятый в прошлом году, определил, что ДОУ перешли в разряд учреждений, оказывающих услуги, кроме того, оказались на муниципальном уровне. Нам кажется, что в этот закон нужно вносить кардинальные поправки.

Я думаю, что дошкольное воспитание нельзя разрывать никаким предшкольным образованием. Ведь назвать какой-то период «предшкольным» - значит изначально заложить представление о том, что детей нужно сразу готовить к школе и делать из них учеников. Однако если говорить о равных стартовых возможностях, то нужно отметить, что дети всегда приходили и приходят в школу разными. А их пытаются сделать одинаковыми. Сегодня даже после хорошего детского сада родители приводят детей в школу на подготовительные курсы. Это связано с тем, что школа ставит условия для зачисления в первый класс и на подготовительных курсах обучает детей практически по тем программам, которые потом будут реализовываться в начальной школе. Убеждена, что подготовка к школе должна заключаться не в этом.

Наш Центр по заказу министерства разработал базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки» и издал «Примерную общеобразовательную программу воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста». Обе программы рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ. Они определяют базисное содержание и выступают в качестве основных ориентиров, без которых сегодня невозможно грамотно выстроить вариативное образовательное пространство. Ведь если у нас нет инварианта, то о какой вариативности может идти речь. Это базисное содержание позволяет уже сейчас отбирать те технологии, применение которых не разрушит процесс развития детей, их здоровье.