Светлана БОРЗОВА, психолог, детский сад - начальная школа № 331, Омск:

- Главное - подготовить эмоциональную сферу ребенка. Эмоции - основа личности. Надо развить волевые качества хотя бы элементарно - чтобы малыш был приучен к порядку, чтобы ему было не так трудно переносить высиживание на уроках. Создать мотивацию надо, чтобы дети хотели идти в школу. А задача учителей начальной школы - сделать так, чтобы не расхотели в последующем. Он должен уметь распознавать эмоции - свои и чужие. Малыши и сами не знают, почему им хочется вскочить, побежать - гнев ли это, радость ли. Будет знать - научится правильно реагировать. Азбука эмоций непременно должна быть преподана в раннем возрасте. Я часто использую графические диктанты - дети под диктовку рисуют картинку по клеточкам. Это интересно и формирует концентрацию внимания, учит слушать.

Конечно, в идеале должна быть физическая подготовка - развитие осанки, особенно укрепление мышц спины, чтобы сидеть на уроках не с болью, а с удовольствием. Я лично большое значение придаю моторике, гимнастике пальцев - этим почему-то не во многих детсадах занимаются, хотя всем ясно, что пальчики напрямую связаны с мозгом. Нужна интеллектуальная подготовка - хотя бы умение и желание задавать вопросы. Не надо заставлять малыша запоминать, но он должен знать, что на каждый вопрос можно и нужно найти ответ. Конечно, все это можно сделать дома, но очень трудно. Подготовка ребенка к школе требует знаний и умений, поэтому все же лучше, если этим займутся специалисты. Главное - не мучить детей, играть с ними, учить легко и весело.

Во-первых, ребенок должен быть готов эмоционально. Пускай даже он не рвется в школу, но знает, что это может быть интересно. Если малыш заранее настроен против, очень трудно повернуть его «лицом к доске». На мой взгляд, важен возраст. Считается, что оптимальный - 6 лет 5 месяцев 29 дней, когда созревает мозг. Не надо отдавать детей в школу раньше - будет сплошное мучение. К поступлению в школу ребенок должен уметь хотя бы элементарное - обобщать, выделять главное. Хорошо, если считает до 10. И очень плохо, когда умеет читать. В детсаду нет специальных методик обучения чтению, таких, которыми владеют учителя начальных классов. В итоге он видит буквы, но не слышит. А переучивать сложнее, чем учить.

Катя БОБИНОВА, 6 лет:

- Я очень хочу в школу. Я хожу в студию «Родничок» в городской Дворец детского творчества, умею читать, писать и даже считать до тысячи. Буду отличницей - значит, взрослой. Еще я умею работать на компьютере. Маме со мной заниматься некогда, а в школе учителей много!

Ваня БЕЛОВ, 7 лет:

- Чего я там не видел? Каждый день уроки делать - облезешь, как папа. А читать я и так умею. Мама говорит, что все равно идти придется, а я в Африку сбегу. Вот там интересно - крокодилы разные, бегемоты, индейцы на жирафах катаются.

Евгения Петрова, Наталья Щепилова, учителя начальных классов гимназии №587, Санкт-Петербург:

- На вопрос о предшкольном обучении однозначно ответить нельзя. Прежде всего нужно понять: какой в этом смысл? Если ребенок учится два года до школы, потом приходит в первый класс, то, получается, мы его лишаем детства. Когда ему играть и просто наслаждаться детством как данностью? Приходя в первый класс подготовленным, ребенок в первые же дни показывает все, что знает и умеет, а потом ему становится скучно. Один читает 150 слов в минуту, а другой - два слова в минуту, такая полярность тоже не на пользу. Да, мы дадим всезнайке индивидуальное задание, но учеба все равно потеряет для него ту прелесть, какая возникла в первые минуты. И потом ребенок, учась до школы, понимает, что учеба - это все же труд, подчас тяжелый. Поэтому, придя в начальную школу, он уже в первом классе устает от учебы. На наш взгляд, к школе необходима физиологическая и психологическая готовность. Даже шестилетки сегодня не готовы к учебе, что тогда говорить о пятилетках. Рано этим заниматься в детском саду. К тому же один детский сад будет заниматься предшкольным обучением, другой - нет. Опять дети, пришедшие в первый класс, будут значительно отличаться в плане своей подготовки.

Если считать предшкольное обучение возможностью научить ребенка организовывать себя, то это, наверное, не так уж и плохо. Главное, чтобы занятия проходили в игровой форме, иначе у малышей будет отбито желание учиться.

Как преподаватели мы больше всего хотели бы, чтобы детский сад учил детей играть.