Директор Европейского Фонда Образования Мюриел Данбар коснулась основных тенденций развития профобразования в странах ЕС. Лиссабонская стратегия предполагает, что к 2010 году Европейский Союз должен стать конкурентоспособным в области образования на фоне ведущих мировых держав. Взаимосвязь профессионального обучения с занятостью, экономическим развитием сегодня абсолютно неоспорима. В Европе также признают решающую роль учителя в образовательной сфере, он является ее опорой. Проблема улучшения качества образования, по мнению Данбар, не в увеличении технических возможностей, количества колледжей и расширении материальной базы. Необходимо повысить результативность процесса обучения.

Главная из проблем, которая вызывает серьезную озабоченность в странах ЕС, очень высокий процент отсева учащихся общеобразовательных школ. Недостаточное количество выпускников по естественно-научному профилю и технологии. Одной из задач является увеличение числа молодых людей, получающих полное среднее образование. Демографическая ситуация в ряде европейских стран схожа с российской. В связи с этим в ЕС намереваются повысить процент участия взрослого населения в программах дополнительного образования и переподготовки кадров. Профессиональная занятость населения в ЕС составляет примерно 63%. Ставится задача повысить ее до 70%, из которых более половины будут составлять женщины. Очень важный момент - добрая половина рабочих мест, которые будут созданы к 2010 году, по своей специфике потребуют людей с высшим образованием, а нехватку кадров в некоторых отраслях предполагается решать за счет избирательной иммиграции.

Проблемы России схожи с европейскими и с годами, к сожалению, обостряются. По словам директора Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ Исаака КАЛИНЫ, нельзя допустить дальнейшего ухудшения ситуации. Одной из основных российских проблем сегодня становится разрыв между статусом аттестата или диплома выпускников многих образовательных учреждений и уровнем компетенции, который они получают. В то же время было отмечено, что российское образование - это «большой корабль», который нельзя резко сворачивать с заданного курса. Поворот должен быть осторожным, продуманным и аккуратным.