Здесь рады гостям, хотя встречать их хлебом-солью получается не всегда, но чай с рязанскими пирогами, уверяю вас, не хуже. Директор центра Ольга ШУСТИНА водит меня по классам и мастерским, похожим на маленькие музеи. «Оберег» охватывает (так и хочется сказать - оберегает) около 700 детей и подростков, в нем идет интересная экспериментальная и научно-информационная работа.

В одном из классов девочки вышивают бисером. Некоторые из них в этом году стали победителями международного конкурса «Солнце светит всем».

- Здесь идет реконструкция украшений, Дети работают по альбомам ХVII-ХVIII веков. Вот этому навершнику, - объясняет Ольга Владимировна, - около двухсот лет. Как говорится, достали из бабушкиных сундуков. Рязанская область очень богата текстильными традициями, и то, что вы видите, называется сапожковским закладом. Тончайшие шерстяные ниточки закладываются друг за друга - ювелирная работа. Сегодня такие заклады остались исключительно в запасниках музеев. Усилиями наших педагогов и детей они возрождаются.

Основные цвета Рязанской губернии - красный и черный. Каждый ребенок в «Обереге» знает, как в старину русские люди встречали гостей. Поклоном. И не простым - от самого солнца и до самой земли. Почему? Потому что древние люди почитали солнце и землю.

Шустина объясняет значение древнерусской символики, этимологию слова, чему в центре уделяют особое внимание. Любой объект народного художественного наследия, будь то игрушка, вышивка, слово - это информационные единицы с глубочайшим смыслом. В центре сапожковского заклада - крестик или точка, знак абсолюта. Вокруг идут коники (отсюда - конек на крыше русского дома). Значение - начало начал, символ Солнца. Галочки по бокам не что иное, как птицы. Птицы - спутники богов. Двенадцать решеток или колодцев на закладе. Черное в белом, белое - в черном. Это целая философия. День сменяет ночь, ночь - день. Добро сменяется злом и наоборот. Короче, жизнь не так проста, как кажется.

Передо мной на полке - седовласая мама с двенадцатью дочерьми. Все они одеты в костюмы русских губерний.

- Какие симпатичные тряпичные куклы! - восклицаю.

- Это не баловство, не просто игрушки, - голос Шустиной серьезен. - Дети, выступающие в народном музыкальном театре летом, когда собираются творческие мастерские, делают куклы четко на традициях Рязанской области. Задача одна - не кукла ради куклы, а чтобы любая девочка освоила азы кружевоплетения, вышивки, вязания, бисероплетения.

Центр работает не только с одаренными детьми от трех лет до 18, но и с глухими, слепыми, больными ДЦП. Несколько лет действует стажерская площадка, ведутся курсы переподготовки преподавателей, воспитателей детских садов, учителей, которые хотят получить навыки не только промыслов, но и знания теории этнохудожественного воспитания. «Оберег» тесно сотрудничает с рязанскими вузами, университетом культуры, институтом развития образования.

В центре каких только глиняных игрушек нет - дымковская, калужская, липецкая, дагестанская, филимоновская, каргопольская, тульская. На одной из них - надпись: «За умной женой муж - молодец, а за добрым мужем жена - барыня». Рязанская игрушка несет в себе традиции устного народного творчества, философский смысл. У каждой игрушки - свое значение. Почти все они двусторонние. Дети знают, что русская игрушка живет по своим законам, она символична и выверена тысячелетиями.

Увидев достижения «Рязанского оберега», понимаешь, для чего все это. Дети должны знать: они - хозяева на своей земле.

Рязань