- Валентина Александровна, как вы расцениваете нынешнюю ситуацию в сфере дополнительного образования детей?

- Что ж, с одной стороны, ситуация складывается неплохо. Современное законодательство так или иначе защищает систему дополнительного образования детей как на муниципальном, так и региональном уровне, поскольку есть юридическое основание для сохранения и развития этих учреждений. Так, Закон «Об образовании» в новой редакции закрепил тип образовательного учреждения - «учреждение дополнительного образования детей». Статья 31 Закона «Об образовании» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципального уровня «организацию предоставления дополнительного образования детям ... на территории муниципального района». В законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ пункт 2 статьи 26.3 дополнен подпунктом 14.1 следующего содержания: «14.1) предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;». Есть изменения в этой части и непосредственно на уровне конкретного общеобразовательного учреждения. Здесь даже в большей степени, потому что в законодательстве прописано обеспечение «государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательном учреждении...» (Закон от 22.09.1999 г. № 184, статья 26-3, пункт 13).

- А сейчас так происходит?

- Сейчас все дело за тем, как все это будет применено на практике. В любом случае на законодательном уровне школа имеет право создавать условия для организации дополнительного образования детей на собственной базе в свободное от основного учебного процесса времени. Более того, сегодня в числе приоритетных направлений развития образовательной системы РФ до 2010 г. признано как раз развитие дополнительного образования в школе за счет снижения недельной нагрузки учебного плана, расширения спектра услуг дополнительного образования учащихся.

- Вот это тот самый вопрос, который заставляет задуматься очень многих: а как пойдет эта работа в конкретно взятом общеобразовательном учреждении?

- Да, у многих родителей и педагогов такой подход вызывает много вопросов, так как механизма конкретной разработки и реализации этой идеи в практической деятельности на сегодняшний день нет. Ведь когда речь зашла на той коллегии о развитии дополнительного образования детей в условиях школы, мы говорили не о валовом подходе, а об индивидуальном, пошаговом решении проблемы с учетом готовности конкретных школ к этой работе. В этой связи мы показывали различные модели реализации этой идеи в жизнь. В частности, на примере Ижевска и других районов Удмуртии, где до 95% детей находят себя в системе дополнительного образования в рамках своей школы.

- Но сегодня, повторю, поставлена четкая задача, все школы в обязательном порядке должны предоставлять такую возможность детям.

- И здесь возникают большие трудности. Я их обозначу. Мы всегда подчеркивали, что дополнительным образованием детей можно считать только то образование, которое включает в себя три обязательные составляющие части. В первую очередь это педагог - профессионал своего дела. Не учитель истории или химии, который к этой работе никакого отношения раньше не имел и вдруг стал педагогом дополнительного образования. Но именно профессионал, который понимает, что дополнительное образование и основное - это все-таки две большие разницы. Здесь разные принципы, разные подходы, иной уровень взаимоотношения с детьми, формы работы. Второе - дополнительная образовательная программа, рассчитанная на достаточно длительный период времени. Третья составляющая - материально-техническое оборудование, необходимое для реализации той или иной дополнительной образовательной программы. Если не будет хотя бы одного из этих трех составляющих, не будет и качественного дополнительного образования детей «в чистом виде» в соответствии с требованиями того же Закона «Об образовании» и Типового положения об учреждении дополнительного образования детей, в рамках которого мы сегодня работаем.

Сегодня эти требования (не без трудностей) стараются соблюдать в учреждениях дополнительного образования детей и тех общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, где оно хорошо развито. Смогут ли все школы развивать качественное дополнительное образование детей - у меня есть все основания для сомнений. И первое - кадры. Сегодня у нас в системе дополнительного образования детей работают 440 тыс. педагогов. Пятьдесят на пятьдесят. Половина - это педагоги по образованию, а вторая - мастера своего дела в различных сферах деятельности. Это инженеры и музыканты, хореографы и доктора технических наук, спортсмены и мастера прикладного творчества и т.п. И это наше счастье, что они у нас есть.

- Теперь о грустном. Скажите, какие потери мы несем по понятным причинам «на фронтах» системы?

- Вы правы. К сожалению, в связи с принятием, в первую очередь, Федерального закона №122-ФЗ в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается необоснованная реорганизация, а иногда и ликвидация отдельных учреждений дополнительного образования детей по причине отсутствия бюджетного финансирования. За девять месяцев 2004 года система уже потеряла 24 муниципальных учреждения. Следовательно, мы потеряли многих профессиональных педагогов дополнительного образования, а самое главное - детей, которые все свое свободное время занимались любимым делом, социально значимой деятельностью. Пожалуй, самым показательным (со знаком минус) в этом направлении оказался г. Тверь, где серьезно пострадала система дополнительного образования детей города.

- А на каком же основании?

- Эти действия мотивированы тем, что в бюджете города не хватает средств на финансирование данных учреждений. А во-вторых, они не приносят никакого дохода.

- Так, и сколько мы имеем сегодня, после таких ликвидаций, праздношатающихся детей?

- По оперативным данным 2004 года, уже 100 тысяч. Причем далеко не всегда эти дети переходят в другие учреждения - к своим стенам привыкли. Однако свято место пусто не бывает, и теперь у руководства должна болеть голова о том, как они будут обеспечивать профилактику безнадзорности, правонарушений, других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

- Валентина Александровна, есть ли еще время исправить ситуацию? Как вы полагаете?

- Я все-таки по жизни оптимист и всегда надеюсь на лучшее, на возобладание разума. Меня, например, с одной стороны, очень порадовало Послание Президента Федеральному Собранию, в котором он расставляет точки над «i», говорит о необходимости духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, развития потенциала детей и молодежи, о необходимости создания гражданского общества. Все эти задачи во многом призвана решать и государственная система дополнительного образования детей, для этого есть необходимые кадры, возможности, желание. Нужна лишь соответствующая поддержка на всех уровнях власти.