Начавшиеся примерно около 20 лет назад процессы демократизации в Республике Корея со временем приобретают все более цивилизованный характер. Демократия здесь являет собой политическую систему, равно как и идеологию. В Корее три значимые ценности влияющие на политическую систему, упор на образование, упор на семью и сообщество и консенсусный подход. В Южной Корее повсеместно чувствуется «образовательный голод», здесь образование ценят и уважают. Корейские семьи жертвуют даже необходимым, чтобы дети получили образование. Еще одной типичной азиатской чертой является поиск гармонии. В идеале демократия по-корейски это сочетание политического плюрализма, свободных и справедливых выборов, экономического либерализма (свободной рыночной системы), а также социальной дисциплины и ответственности.

Но в ту ночь с субботы на воскресенье в начале мая весь центр Сеула не мог заснуть. Казалось, ничто не может успокоить митингующих. Нужно отдать должное организаторам демонстрации, техника была, на наш взгляд, супермощная.

Но мы удивились еще больше, узнав что демонстрантами были учащиеся старших классов, которые собрались на акцию протеста с зажженными свечами. Более 400 учеников, в основном первого года обучения старшей школы, собрались в самом центре Сеула, чтобы выразить свой протест в связи с введением новой системы поступления в высшие учебные заведения и... к существующим в большинстве школ правилам по определению длины волос учащихся.

Эта демонстрация показала беспокойство молодых людей по поводу введения новой государственной системы поступления в высшие учебные заведения. В определенной степени эта обеспокоенность понятна. Общество считает, что правительство часто меняет образовательную политику, приводя тем самым в замешательство и учащихся, и их родителей, и учебные заведения.

Демонстрация была инициирована через интернет. На ученическом сайте (http: nocut.idoo.net) организовали обсуждение этих школьных проблем, а также разместили фотографии учащихся, чьи волосы были насильно острижены учителями. На некоторых фотографиях были даже показаны сцены, где учителя сами стригут волосы учащимся. В своих сообщениях, присланных на сайт, учащиеся называли правила, определяющие уровень длины их прически, нарушением их прав.

Сайт также инициировал сбор 1 млн. подписей людей, протестующих против контроля за длиной волос учащихся. Подростки, недовольные подобным положением, направили жалобу в Национальную комиссию по правам человека, где заявили, что ограничение длины волос никак не влияет на качество обучения, а только подстрекает к глубокой неприязни и нарушает права человека.

Еще в октябре 2000 года правительство четко определило свою позицию по данному вопросу, заявив, что в основном они поддерживают точку зрения, что длина волос - это личное решение учащихся и их родителей.

Но главной заботой десятиклассников все-таки остаются планы властей ввести с 2008 года новую систему отбора студентов в вузы.

Система, предназначенная для облегчения чрезмерной зависимости учащихся и их родителей от частного репетиторства, на самом деле только увеличит стресс, связанный с жесточайшей конкуренцией при поступлении. «Весь класс в нашей школе подобен дому в трауре. Многие одноклассники говорят, что они хотели бы умереть, потому что им страшно от беспощадной борьбы и соперничества, и они считают, что не смогут поступить в хороший колледж из-за плохого школьного образования», - говорится в ученической статье «Почему мы?».

«Спасибо вам за то, что вы сделали моих друзей моими врагами, так как они учатся лучше меня», - читаем в другом школьном письме.

Ситуация осложняется еще и тем, что совершенно неожиданно для министерства образования многие отдали свои голоса в поддержку университетов за восстановление их собственных экзаменационных систем при приеме.

В конце апреля Сеульский государственный университет (университет №1) заявил, что хотел бы использовать собственные письменные тесты при наборе студентов в 2008 году. Предполагается увеличить письменный компонент до 60%. Это заявление застало министерство образования врасплох, так как все время, особенно что касается осеннего скандала с другими университетами («УГ», №18 (10047) от 3 мая 2005 г.), Сеульский государственный поддерживал политику правительства.

Многие частные университеты, в том числе Енсе, Ихва женский, Корё и Синкуикван, немедленно поддержали СГУ. Самые престижные в Южной Корее вузы уверены в необходимости возвращения собственных вступительных экзаменов в учебные заведения.

Министерство образования обеспокоено этим фактом, считая, что использование собственных вступительных систем не только понизит ценность государственной стандартизированной системы образования, но также приведет к дальнейшему росту частного репетиторства, к увеличению расходов родителей.

К сожалению, аргументы не убедили общественность в правильности политики, выбранной министерством, так как частное репетиторство уже очень широко распространено, и ни учащиеся, ни их родители не доверяют образованию, получаемому в школах.

В данной ситуации правительство вынуждено признать, что стандартизация образования не повышает его качества. Возможно, школам нужно разрешить обучать своих учащихся в соответствии с их способностями.

Министерство образования провело внеплановый брифинг, на котором заявило, что постарается сделать все возможное, чтобы облегчить нагрузки абитуриентов. Представители власти также заверили, что это не будут единичные акции: «Если мы изменим что-то снова, учащиеся и их родители испытают еще большую растерянность и неудовлетворенность, чем сейчас». Также вице-премьер и министр образования и развития человеческих ресурсов Ким Джин-пьйо встретился с учениками старшей школы, чтобы выслушать их мнения о новой вступительной системе и действии школьных правил, определяющих длину волос.

В этот раз мнение подростков было услышано. Но многие средства массовой информации с тревогой говорят о том, что примерно десять общественных организаций стоят за этой акцией. В своей статье редакция «The Korea Times» заявила, что, решая наиболее острые вопросы образования, «правительство должно строго наказывать всех, кто подстрекает молодых людей выходить на улицы. Мы все ответственны за то, чтобы помогать подросткам расти в мирной атмосфере».

Самое главное, чтобы здравый смысл восторжествовал, и это поможет решить любые проблемы подрастающего поколения.

Сеул, Южная Корея