Как объяснила начальник Управления образованием Ломоносовского района Наталья Логинова, место проведения семинара выбрано не случайно. Уже год на базе Лопухинского детского дома отрабатывается система профессионального самоопределения подростков.

- Детдом для детей-сирот является основным институтом социализации, поэтому особую значимость приобретает подготовка к будущей профессии, - считает Наталья Логинова. - Увы, ребята не имеют положительного опыта профессионального становления родителей. Это обстоятельство приводит к стихийному выбору профессии, неумению дать оценку своим личностным особенностям. Поэтому перед коллективом детдома стоит задача помочь выпускнику определиться, сформировать понимание важности труда в жизни человека, привить желание и способность трудиться.

С чего же все началось? Первым шагом, по словам директора Лопухинского детдома Надежды Ковальчук, стало анкетирование старшеклассников. Была разработана система анкет и тестов, которая позволила выявить интересы детей. Что показательно, первый опрос дал отрицательный результат: дети ни к чему не стремились. Это и понятно: «образец», который они видели дома, только пил горькую. Только по прошествии года интересы к тому или иному виду трудовой деятельности начали определяться.

Система работы по подготовке к профессиональному самоопределению разбита на возрастные группы. К примеру, на грядках, цветниках, клумбах, садовом участке хозяйничает в основном младшее и среднее звено, старших ребят сотрудники-мужчины учат делать ремонт помещений и работать на станках. Кстати, полы в мастерских и коридорах спального корпуса заменены силами производственной бригады, в состав которой входят и взрослые, и дети. Ее же силами установлены подвесные потолки и оклеены обоями стены.

Детдом обладает двадцатью гектарами земли, где выращивается картофель. Часть урожая идет на питание, часть - на продажу. На вырученные средства содержат технику: два трактора и навесное оборудование к ним, три машины. Ребята используют любую возможность приобретения профессиональных навыков. Причем, получая за это деньги. Например, на должность уборщицы в детдоме едва ли не очередь: работая неполный день, девочки получают 900 рублей в месяц.

- Наша задача-максимум - вывести детдом на самообеспечение, - делится планами Надежда Ковальчук. - Уже сейчас мы зарабатываем порядка ста тысяч рублей ежегодно.

- Надежда Владимировна, наверное, есть и проблемы?

- Первая и главная состоит в том, что дети к нам поступают в возрасте 14-15 лет. Опекуны к этому возрасту не готовы, не справляются с подростком и отдают в детдом. Как этих мальчишек и девчонок, у которых зачастую уже есть опыт правонарушений, отогреть? Как направить в нужное русло? Если из маленького ребенка еще можно что-то слепить, то эти, едва поступив, начинают, мягко говоря шалить. Для многих из них стереотип существования таков: гулять и пить, пить и гулять. Мы решили, что у каждого взрослого, работающего в детдоме, будет свой подопечный, которого он начнет обучать профессиональным навыкам. Правда, пока это не получается, поскольку не все взрослые готовы к подробной форме взаимодействия.

Впрочем, директор Лопухинского детдома считает, что отрицательный опыт - тоже опыт. Сложности неизбежны, потому что приходится менять психологию ребенка, привыкшего все получать готовым. В Лопухинском детдоме следуют китайской мудрости: «Не надо давать рыбу, нужно дать удочку и научить ловле».

деревня Лопухинка, Ленинградская область