Я так думаю

«Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили», - писал А. Эйнштейн. Быстрее всего стираются из памяти именно факты, детали, даты, термины, заученные формулировки - словом, та формализованная сторона обучения, на усвоение которой нацелены школьные задания.

Отыскивая более трех столетий назад самый простой и дешевый путь обучения грамоте, Ян Амос Коменский изобрел классно-урочно-предметную систему - школу в ее нынешнем виде. Тем самым был создан стереотип производства знаний, где ученики - как рабочие на фабрике, чья задача действовать по строго заданной программе. Единый ритм, обязательный для всех режим, безотказная система браковки в виде отметки экзамена... Триста лет прошло, ничего не изменилось.

В конечном счете при всем разнообразии учебных заведений, организации педагогического процесса, его технологического обеспечения речь идет о двух типах школ: школа-фабрика и школа-семья. Для первой характерны включенность ребенка в общий ритм поточного производства, необходимость подчинять свои дела и интересы общему графику и ритму школы. Учитель здесь - «начальник участка», организатор производственного цикла. Для школы-семьи присуща совершенно иная установка - оказывать психологическую поддержку своим членам, дать им как можно большую свободу.

Мне как педагогу интересен опыт работы учителя-новатора академика Михаила Петровича Щетинина. Профессионально и мировоззренчески система Щетинина как уникальное явление современного образования, конечно, вызывает споры. Щетинин совершил величайшее образовательное открытие: он так построил уклад жизни на своем педагогическом острове, что школа-семья академика Щетинина принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, а значит - экономический, нравственный, духовный потенциал идущего нам на смену общества. Щетинин не на словах, а на деле показывает школу будущего.

XX век принес человечеству не только выдающиеся достижения в науке и технике, прорыв в космос, обогащение культурного наследия, но и катастрофические по своим последствиям разрушительные катаклизмы - войны и революции, экологические катастрофы, труднопоправимые деформации нравственных идеалов и ценностей. Но самое страшное - нам, сегодняшним, совершенно безразлично, как будут жить наши потомки.

Несет ли образование свою долю ответственности за то, что под угрозу поставлена жизнь на Земле? Думаю, да. Образование, несомненно, имеет отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным последствиям, которые все более явственно дают о себе знать. Ибо причиной их в конечном счете является сам человек, утративший способность сопротивляться злу, потерявший веру в ценности Мира и смысл человеческой жизни.

Но образованию же по силам и все исправить. Думаю, человеку наших дней следует возвратить понимание смысла жизни, веры в свое уникальное предназначение. Нужно просто пересмотреть стереотип производства знаний. Преемственность, сохранение традиций, ценного жизненного уклада наших предков в современной интерпретации принесет, по моему мнению, уважение к своему дому, земле, Отечеству. Научит быть благодарным прошлому и уважать будущее. Но на это способен не учитель-»урокодатель», не учитель-»укротитель», но только созидатель.

И, пожалуйста, почаще вспоминайте слова Булата Окуджавы:

Вселенский опыт говорит, что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.

А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего не уважают больше.

Владимир НИКОЛАЕВ, учитель физической культуры СШ №56, учитель года Чувашской Республики-2004, sosh56@mail.ru, Чебоксары