Аромат культуры

Владимир Никляев, учитель года-2004 Тюменской области, называет себя счастливым и влюбленным. Влюбленным в жизнь. И нет оснований ему не верить, поскольку удовольствие жить читается в его глазах.

Никляев не похож на учителя в том смысле, в каком привык представлять его обыватель: консервативность взгляда, минимум открытости. Он больше похож на художника. Впрочем, таковым, наверное, и является, потому что рисует на полотне педагогики отличный от стереотипов мир. В этом мире самый яркий оттенок принадлежит, конечно же, детям. Владимир Юрьевич их так и называет: дети-друзья. Позицию дружбы ему сохранять легко: в его детстве самыми лучшими друзьями были учителя. Парадокс, наверное, но в провинциальной школе свободнее дышалось, и благодаря учителям к детям приходила возвращенная литература. Как признается наш герой, именно учителя стали проводниками той культуры, в которую он сегодня пытается ввести своих учеников. Те же учителя пригласили Владимира Юрьевича, когда он стал студентом вуза, поработать в стенах родной школы. Сначала он вел спецкурс, который сам и придумал: «Человек играющий», где главной сутью выводил: истоком любой культуры является игра. Потом, после окончания тюменского вуза, поступил в петербургскую школу культуры «Ковчег» и начал преподавать курсы, предполагающие развитие нестандартного мышления. По глубокому убеждению Владимира Юрьевича, человек, которому предстоит работать с детьми, должен быть избавлен от различных клише, стандартов, сохраняющихся еще со времен тоталитарного режима. В игровые ситуации вводились сами студенты, все это снималось на скрытую видеокамеру, а результатом был общий капустник, коллаж и т.д. Подобный прием Никляев использовал, когда приехал на конкурс в Москву: вывернул пиджак наизнанку и просил прибывающих коллег-конкурсантов холодным утюгом погладить ему спину. Каждый реагировал по-своему, но в этом и проявляются коммуникативные способности. Поскольку розыгрыш записывался на скрытую видеокамеру, дружеский капустник потом получился очень забавный.

- Такие же вещи мы проделывали со студентами. К примеру, ребята встречали на остановке несуществующего Ивана Ивановича. Держали шарики в руках и кричали: «Иван Иванович, выходи!» Весь автобус начинал радостно искать Ивана Ивановича.

В понимании того, что такое культура, диалог культур, важную роль сыграл Петербург. Владимир Никляев поступил в школу культуры «Ковчег» после необыкновенного круиза, который был организован представителями этого учебного заведения. Путешествуя по Волге вместе с петербургской интеллигенцией, посетил двадцать три города и три острова. Перед каждой остановкой собравшимся рассказывали о культурной, социальной роли города, чтобы, войдя в него, человек не чувствовал себя здесь чужим. Владимир Юрьевич из круиза вынес еще и ощущение сильной команды, круга единомышленников, куда и сам впоследствии вписался очень органично. Сегодня, работая в школе сотворчества № 70 города Тюмени, он гордится вот уже десятилетней связью с «Ковчегом».

- Наши дети много путешествуют, и мне важно, чтобы курс мировой художественной культуры не оставался для них бумажной декларацией. Чтобы они не только обращали внимание на отель, где уютно и комфортно, но и осознавали, что в месте, куда они приехали, существуют традиции и живет народ, создавший свои шедевры. Что замечательно: часто бывает так, что родители становятся экскурсантами у своих детей, за что нас искренне благодарят. Но по большому счету я работаю больше не для ребенка, а для его будущего поколения, которое будет погружено в мир культуры за счет сегодняшнего им понимания, осознания ее.

Вообще в задумках школы сотворчества № 70 есть создание совместно с «Ковчегом» и музеями Тюмени новой культурологической программы. В ней непременно должны быть краеведческие мотивы, но, с другой стороны, нельзя, чтобы разговор о культуре касался только самобытности края.

- Мы встречаемся с разными культурами, и это прекрасно, - размышляет Владимир Юрьевич. - Но важно иногда увидеть то общее, что связывает нас, чем мы друг другу дороги. Мои первые занятия начинаются с того, что я рассказываю детям о мифах, бытующих в разных культурах. Например, миф о древе мировом. Это универсальная модель мира, где человек пытается структурировать вселенную. Что может выразить это более четко, чем дерево? Корни - уходящее прошлое, ствол - настоящее, ветви - будущее. Подобная схема миропонимания присутствует в любой культуре, и тем интереснее это узнавать ребятам. И тем легче с этого момента начинать структурировать мир по-своему и осознавать себя в нем. Я им всегда говорю: вы смотрите на меня своими прекрасными взорами, а я вижу в ваших лицах лица ваших родителей, родителей ваших родителей. Вы - носители целых пластов рода и несете ответственность за каждый свой поступок. Поэтому всегда помните: слово - это поступок.

Сотворчество по Никляеву - это процесс объединяющий и обоюдный. Поэтому неудивительно, что за три года культурологической программы тюменские ребята из школы № 70 несколько раз посещают Петербург. Впервые - в пятом классе, когда изучают культуру античности. В сокровищницах Эрмитажа они открывают для себя Египет, Грецию и ищут античность в уличных шедеврах Петербурга. Второй раз, постигая культуру средневековья, ребята обнаруживают его философичность и символизм во внутреннем содержании города, где высокое переплелось с низменным, божественное с чувственным. В третий приезд ребят интересует период от эпохи Просвещения до двадцатого века, когда соединяются традиции европейской и русской культуры. Чем важна эта визуальная встреча со временем? У ребят получается свой слепок исторического периода, они видят, как изменилось, трансформировалось понятие красоты, нормы. Это понимание переносится на сегодняшнее время, и тогда его ощущение перестает быть абстракцией.

Но Петербург - это как отдельная история любви. Помимо северной столицы, ребята путешествуют по Уралу и Алтаю. Как говорит их взрослый друг - Владимир Никляев, - кроме природы и культуры, в мире ничего не существует. И они в этом убеждаются, впервые узнавая широту горизонта и доставая рукой облака. Ездят они и в Тобольск, Кунгур, Подмосковье, Тюменскую область. А возвращаясь домой, понимают, что стали богаче еще на один «аромат культуры».

Друзья часто спрашивают Владимира Юрьевича, почему он, получивший три образования (сейчас учится в Лондоне в Открытом Британском университете), по-прежнему работает в школе? А он на все посулы баснословных заработков отвечает так:

- Во-первых, педагогика - это то, что я знаю и умею, во-вторых, это круг соратников и единомышленников, который формировался постепенно и, сформировавшись, стал спаянным коллективом. А в-третьих, школа - это дети. Они - твой камертон нравственной честности. Сегодня общество не может похвастаться грамотно построенными отношениями, но в школе этих нарушений не должно быть, здесь все проверяется «сиюминутно». И потом, - добавляет Владимир Юрьевич, - дети - это задор, молодость, обновление, фонтан идей и инициатив. Благодаря им можно задуматься над, казалось бы, понятными вещами.

Именно поэтому он остается в своей обычной тюменской школе, несмотря на самые лестные предложения со стороны, и учит детей своих одноклассников, многих из которых знает уже больше двадцати лет. И считает это ответственностью и одновременно способом благодарности собственной школе, которая когда-то определила его профессиональный путь.

Когда к ним в школу приходит новый человек, Владимир Юрьевич первым делом просит: «Расскажите о своей школе». Знаете, почему? Потому что о своей может рассказывать часами. Как настоящий влюбленный о предмете обожания. Как человек, увлеченный жизнью. Как учитель, который любит свою работу.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ирина ДИМОВА

Тюмень - Санкт-Петербург