Человек не думает о другом человеке, не выходит из своего «я», но постоянно вращается вокруг себя самого.

Паисий Святогорец

«Представляешь, - говорит моя знакомая, - встречает меня воспитательница детского сада со словами: «Мы так рады, что ваш мальчик наконец-то раскрепостился, а то он был все время какой-то слишком серьезный». Не то что в наших (советских) садах – казарму какую-то устраивают! А вторая дочь, что учится во втором классе, - та вообще без всяких комплексов: одевается во что хочет, а вечером соберет вещи, скажет: «Я сегодня ночую у такой-то подружки» - и на велосипед. Старшая дочь удивляется: «Меня за четверки ругали, а ей всё разрешают…»

Эта старшая дочь мне потом рассказывала, что учиться в Германии ей поначалу было очень тяжело – и не только из-за языка: она просто не сразу поняла, что если знаешь правильный ответ, нужно непременно добиться, чтобы тебя услышали, а если молчишь и слушаешь других – значит ничего не знаешь. Что наговорил, за то и получаешь оценку – закономерная, впрочем, эволюция лютеранской школы. Надо быть без комплексов.

Между тем за десять лет и в наших «казармах» кое-что изменилось. Борьба с комплексами также разворачивается на всех фронтах. Вот, например, на прошлой неделе, посреди рабочего – а значит, и учебного - дня по радио услышал следующее: «Сегодня начиная с десяти утра компания «Евросеть» проводит беспрецедентную акцию – бесплатную раздачу сотовых телефонов. Правда, чтобы получить его, вы должны явиться в центральный офис компании совершенно голым». Далее безразличный голос корреспондента сообщил с места событий: у входа в офис уже собралась настолько внушительная толпа, что каждого нового обнаженного подхватывают и вносят в офис на руках. На закономерный вопрос, кто же составляет толпу, он так же равнодушно ответил, что в основном это школьники средних и старших классов.

Удивительно, однако, что социум полностью и без всякого шума «сдал» основную свою функцию – воспитание. Адепты современной «индивидуализированной морали» тут же возразят: каждый должен сам себя воспитывать: если ты умный человек, то на акцию «Евросети» не пойдешь. То есть самовоспитание, видимо, в этом и заключается, чтобы туда не ходить, того не покупать, этого не читать. Надо просто правильно выбирать на рынке добра и зла, рассчитывать только на себя самого и, желательно, о других не особенно беспокоиться: если есть у них голова на плечах, сами правильно всё решат.

Вспоминаются слова Достоевского: каждый ответственен за каждого. Помню, на уроке обсуждали с 11-м классом основания морали, и эти слова их обескуражили. Ведь «круто» самому уйти от ответа, а тут еще – за другого отвечать?

Безразличие сегодня в моде, за это даже влюбляются, как, например, героини И. Денежкиной, то и дело произносящие что-то вроде: «А главное – у него был потрясающий пофигизм в глазах». Пофигизму желательно научиться, как модной походке или сленгу. Ему учат алкоголь, лёгкие наркотики, компьютерные игры, катастрофы и война по телевидению, случайная любовь. Все, что сегодня происходит, служит словно бы только для того, чтобы как можно дальше отодвинуть человека от первичной и необходимой истины: ответить придется – и за себя, и за ближнего. Но об этом и напомнить сегодня неприлично.

Общество больше никого ничему не научает, и на фоне заказанного контролируемого шоу с раздеванием явственно проступает другая реальность – абсолютная неконтролируемость. Если все обосновано лишь во мне и в моем сознательном выборе, то можно сказать, что вообще никакого основания не существует, и мое я свободно парит в пустоте. В этом смысле, я думаю, мы уже почти европейцы, уже почти «без комплексов».

У нас, кстати, есть для обозначения этого понятия своё, гораздо более выразительное слово. Людей, которые уже полностью раскрепостились, в России называют обычно беспредельщиками.