Привлекательное СПО
Евгений Сженов: Очень много хорошего сегодня происходит в системе среднего профессионального образования. В последние годы система СПО растет динамично. По оценкам, в этом году в колледжи и техникумы поступают на 10% больше ребят, чем год назад. На ваш взгляд, в чем причина?
Дмитрий Глушко: Когда школьники спрашивают меня, куда я рекомендую поступать, я всегда говорю: туда, где вы станете счастливыми и успешными. Счастливым и успешным можно быть и в вузе, и в колледже. Вы правы - растет количество детей, которые поступают по окончании 9‑го и 11‑го классов в учреждения среднего профессионального образования. В прошлом году их было более миллиона. И что интересно, становится меньше выпускников колледжей, которые сразу после окончания учебы идут в вуз. За три года их количество сократилось с 30% до 15% (прогноз этого года). Безусловно, в вузы страны поступает больше людей с дипломом СПО - за счет выпускников прошлых лет. Они уже находятся на рынке труда, закрепились в избранном профиле и продолжают развивать свою профессиональную траекторию.
Качество образования в учреждениях СПО выросло. В колледжах произошло серьезное обновление материально-технической базы по многим специальностям, компетенциям. Во многих колледжах страны рабочие места, на которых студенты учатся, зачастую лучше оборудованы, чем рабочие места, где они потом работают. И что еще очень важно - существенно изменился сам преподаватель, который работает в системе СПО, мастер производственного обучения. Мы в течение нескольких лет обучаем более пяти тысяч мастеров, преподавателей их собственной компетенции, которой они когда-то владели. Когда мы начинали обучение, удивились: зачастую мастер, который преподает сварочные технологии или поварское дело, в последний раз сам учился этой компетенции лет 15 лет назад. После этого он повышал квалификацию по педагогике, по другим вопросам, но профессионально в большинстве случаев не развивался.
Все это позволило существенно изменить колледжи в России. Они становятся все более и более привлекательными.

Школы без детей - печальное зрелище
Евгений Сженов: Какие уроки система образования России вынесла из пандемии?
Дмитрий Глушко: Родители, общество еще лучше осознали ценность школы и учителя, поняли, что в стенах образовательного учреждения дети не просто получают информацию, какой-то образовательный контент, но что школа - это важная социальная среда, в которой ребенок растет, развивается, ищет свой путь к успеху, к счастью.
Все очень соскучились друг по другу - дети и учителя. Образовательные учреждения, стоящие без учеников, - это печальное зрелище для тех, кто в них работает.
Ситуация подтвердилась для всех стран - невозможно дистанционным обучением заменить классическое. Но дистанционные формы обучения важны для поддержки традиционного образования - талантливых детей и тех, кто отстает, выстраивания индивидуальных занятий, обучения учителей.
Мы увидели, что, несмотря на все усилия, школы технически оказались не готовы к такой ситуации, и не только школы. Весь мир оказался не готов. Нам очень помог проект, который инициировало Агентство стратегических инициатив. Мы обеспечили более 500 тысяч учащихся и 30 тысяч преподавателей компьютерами, большую часть взяли в школах, но 150-170 тысяч единиц было предоставлено разными компаниями.
За время пандемии мы проанализировали все 40 с лишним тысяч школ страны на степень готовности обеспечивать дистанционные занятия. И сегодня мы сотрудничаем с коллегами из других министерств, в первую очередь с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, а также с региональными властями, чтобы ускорить реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках нацпроекта «Образование». Нам важно создать образовательную среду, которая позволит дополнять классическую систему. Живое общение учителя и учеников в классе ничем невозможно заменить. Это классическая форма, которая будет работать долго, уверен в этом.
С коллегами мы пытались проработать различные комплексные решения для тех условий, когда у человека нет гаджетов или низкая скорость Интернета - подключали телевидение, снимали уроки для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ, другие решения использовали. Образовательный контент - это тоже серьезный вопрос. Мы увидели, что предложения, которые сегодня поступают от различных производителей образовательного контента, разного качества. Не все можно рекомендовать школьникам. Предстоит серьезная работа по анализу этого контента, верификация на соответствие программам. Пандемия сформировала ряд задач, которые сейчас требуют корректировки, в том числе действий министерства как регулятора в сфере общего образования.

Август - онлайн, сентябрь - офлайн
Евгений Сженов: Что сейчас происходит в регионах? Расскажите о главных проблемах.
Дмитрий Глушко: Сейчас регионы волнует, как подготовить образовательные учреждения к 1 сентября. Появились дополнительные требования Роспотребнадзора. Эти требования влекут за собой не просто какие-то действия, но финансовые расходы. Мы должны привыкнуть к тому, что фильтр на входе в образовательные учреждения останется с нами надолго, а может, навсегда. В этом есть и плюс. Мы помним, что зачастую родители таблеткой сбивают температуру ребенку и отправляют в школу с насморком, например. И он заражает одноклассников.
Ребенок, находясь дома по болезни, должен присутствовать со своим классом на уроке, для этого мы должны создать условия.
Не только врачи, которых мы чествуем как героев, но и учителя в сложных условиях проявили себя высокими специалистами. Из-за пандемии смещен график проведения ЕГЭ и для большого количества учителей разорван отпуск. И это тоже проблема.
Все проблемы будем обсуждать с коллегами на августовских совещаниях. Мы ожидаем, что федеральное августовское совещание пройдет в онлайн-формате, в нем будут участвовать около 10 тысяч человек. Обсудим несколько векторов.
Первое - повышение качества общего образования. Крайне важно выявить разрывы, дефициты, которые возникли в условиях пандемии у детей, с которыми мы не провели всероссийские проверочные работы, перенесли их на осень. Сейчас наша задача - оперативно провести эти проверочные работы и скорректировать программы обучения, сформировать программы поддержки для тех детей, кому это необходимо. Второе - вопросы, связанные с воспитательной работой, с учетом изменений в Законе «Об образовании в РФ», с федеральной программой патриотического воспитания. Нам важно повысить роль школы в воспитательной работе, в формировании тех ценностей, которые общество активно поддерживает.
Третий важный вектор - подготовка педагогических кадров, профессиональный рост педагогов.
И, конечно, будет продолжаться работа по развитию системы среднего профессионального образования. Она должна быть актуализирована не только под потребности крупных компаний, инвестпроектов, которые на слуху, но и под потребности малого и среднего бизнеса.

Комментарий профсоюза

Михаил АВДЕЕНКО, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования:

- В современном мире цивилизованное общество активно пользуется различными цифровыми платформами и гаджетами. Крайне важным и, по сути, необходимым является развитие цифровых технологий.
Однако мировая пандемия, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), привела к масштабному и экстренному переводу работников на дистанционный режим работы вне стационарных рабочих мест.
Учителя в своей профессиональной деятельности по всей стране столкнулись с рядом проблем:
1. Отсутствие доступа к Интернету или плохое качество интернет-соединения.
2. Отсутствие необходимого технического оборудования (веб-камеры, гарнитуры, компьютера и прочее) или плохое техническое состояние имеющихся средств. Многим учителям приходилось тратить свои деньги на покупку соответствующего оборудования без последующей компенсации расходов, хотя такая возможность предусмотрена трудовым законодательством!
3. Местами низкий уровень цифровой грамотности.
4. Резко возросшая нагрузка на педагогических работников. Она и в нормальных условиях достаточно высокая, а в условиях вынужденного дистанта учителям приходилось трудиться у компьютера 12 и более часов в день.
Хотел бы заметить, что данные проблемы на сегодняшний день не нашли своего отражения в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» в рамках нацпроекта «Образование».
В условиях онлайн-взаимодействия между работником и работодателем и обучения с применением информационно-коммуникационных технологий нужно проработать вопрос о необходимой квалификации педагогических работников в данном направлении. Параллельно с этим должны совершенствоваться условия труда работников сферы образования.
Очевидно, что российское трудовое законодательство в этой части не в полной мере отвечает современным вызовам, связанным с переводом работников на удаленный режим работы по всей стране.
Нам представляется, что эти вопросы должны быть дополнительно проработаны Министерством просвещения Российской Федерации.