Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. У обучающихся должна формироваться убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом.
В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе №1985 становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
В самом начале учебного года было принято решение организовать школьное экологическое движение «Эколята». Этот проект возглавила учитель биологии высшей квалификационной категории и классный руководитель Лидия Степанова. Со своим 5‑м «А» классом Лидия Юрьевна разработала программу работы, определила направления деятельности, с которыми были ознакомлены и ученики, и родители, принявшие непосредственное участие в реализации проекта.
Почувствовать важность и ответственность своей миссии пятиклассники смогли на посвящении в эколята. Оно прошло в торжественной обстановке с поздравлением директора школы Р.И.Демиденко и вручением сертификатов участников проекта юным друзьям природы.
Реализация запланированных мероприятий началась с посадки яблонь около школы. Следующим этапом программы стало участие в экологической акции «Наш лес. Посади свое дерево». Были высажены яблони, вишни, липы, ели, а также саженцы рябины в городском парке. Возле каждого саженца установлена специальная табличка с QR-кодом, на которой нанесены фамилии семей, принявших участие в высадке саженцев.
Очень ответственно подошли ребята к подготовке и проведению экологического урока для ребят начальной школы «Чистый город начинается с тебя». Эколята ознакомили малышей с основными источниками загрязнения воды, воздуха и земли в городе, способами экономии воды и электроэнергии, грамотного обращения с отходами.
В течение учебного года проект набирал обороты: ребята разрабатывали и защищали экологические проекты, создавали агитационные плакаты, в рамках движения «Эстафета живых дел» организовали акцию «Поможем птицам перезимовать», итогом которой стала установка кормушек в природном парке «Дубрава» района Куркино.
По итогам своей работы эколята были зачислены в ряды Всероссийской акции «Россия - территория эколят - молодых защитников природы».
Полученные навыки позволили ребятам стать участниками Всероссийской предметной олимпиады школьников по экологии, успешно продемонстрировать свои знания на окружном этапе XIX Московской городской биолого-экологической олимпиады «Природа России» образовательных организаций Северо-Западного экологического округа, а также стать дипломантами окружного этапа Московского экологического форума.
Работа объединений дополнительного образования также была направлена на реализацию целей экологического воспитания. В текущем учебном году для обучающихся начальной школы были открыты новые кружки естественно-научной направленности «Огород круглый год», «Сити-фермерство», «Бионик», «Юный натуралист».
Дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, ближайшим окружением, с живым интересом изучают природу родного края, наблюдают за погодой и сезонными изменениями в природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность.
Учащиеся с удовольствием посещали занятия, знакомились с животным и растительным миром, делились интересными наблюдениями, ухаживали за комнатными растениями, овладевая элементарными навыками правильного ухода. Ребята высаживали корнеплоды, наблюдая за их развитием и ростом, сеяли семена овощных, злаковых, цветочных культур. Особый интерес вызвали злаковые культуры и лен. Юные садоводы и натуралисты экспериментировали, учились формулировать выводы по результатам проделанной работы. Жизнь на занятиях кипела!
Исследовательскую работу продолжали и дома в период самоизоляции, изначально получив рекомендации от педагога, а результаты обсуждали на онлайн-занятиях. Дети с любопытством наблюдали за жизнью живых улиток, занимались их выведением. Результаты всех привели в восторг!
Обучающиеся из творческого объединения «Архидом» на занятиях кружка осваивали макетирование. Так совпало, что период ограничительных мероприятий и самоизоляции в городе совпал с открытием дачного сезона и огородных работ. Для детей это непростое время стало еще одним путем выражения себя. Из обычной бумаги и картона юные школьники делали макеты теплиц. Создание теплицы состояло из нескольких этапов: нужно было придумать образ, нарисовать эскиз, сделать чертеж, вырезать необходимые элементы и затем собрать или склеить макет. Причем необходимо было предложить создание всех элементов этого «конструктора» из простейших предметов, доступных и безопасных для любого ребенка, а также вторсырья. Так бросовые материалы получили вторую жизнь!
Каркасом макета послужил обычный упаковочный гофрокартон, укрытый полиэтиленовой пленкой из разрезанного использованного «файла». Наполнением стали спичечные коробки-грядки с прорезями, внутри которых были размещены микроскопические плоские нарисованные овощи. Дополнили всю композицию два вырезанных из бумаги персонажа-огородника. Но детская фантазия пошла дальше. В качестве основы теплицы дети предложили пятилитровую бутылку от воды, появились дополнительные форточки, дверцы, персонажами-огородниками стали «Трое из Простоквашино», герои комиксов.
Идея изготовления теплицы из подручных материалов была воспринята с азартом, каждый ребенок был рад возможности сделать ее своими руками в качестве необычного подарка родным или новой игрушки для себя.
Наш опыт показал, что такие занятия особенно нужны детям, они учат заботиться о природе, проявлять интерес и любовь ко всему живому, получать новые знания, уметь работать в коллективе, а главное - развиваться, любить и ценить нашу природу!

Любовь СЕРКИНА,
учитель биологии школы №1985;
Людмила ЗНАМЕНСКАЯ,
Марина ГОНЧАРОВА,
педагоги дополнительного образования