И тут уже не два пути (читать или не читать), тут все сложнее. Кто-то честно начинает с начала и, взяв с наскоку фольклор, стиснув зубы, - древнерусскую литературу, разбивается-таки о Державина. Кто-то, уже наученный горьким опытом, начинает с конца, этот точно продержится дольше! А кто-то лишь изображает чтение и тонет во вранье, надо же как-то усыпить мамину бдительность! Но совершенно точно никто этот список не одолеет. И сжимаются маленькие сердечки от страха в начале года - что будет?! Как учитель будет проверять прочитанное? Вот то-то и оно! Как проверять? Как оценивать? Один прочитал 5 произведений из списка, второй - 15, а третий - ни одного! Делать-то что? Ну поставишь кому-то пятерку, ну десять пятерок, а дальше? Те, кто не открывал книгу, только вздохнут с облегчением:
- Не нужны нам ваши пятерки, не приставайте только!
А отличники еще и обидятся:
- Мы что, зря читали? Вон те вообще ни странички, и ничего!
Это ли нужно учителю? Нет, конечно…
Я вообще раньше думала, что список книг для летнего чтения (я ведь почему его так пишу? Ужас детских лет вспоминается) - это такое обязательное домашнее задание! У вас не так было? Читать-то я любила, но... летом не «заходило» почти ничего из этого списка, правда! Хотелось фантастику, ужасы, потом про любовь. Короче, что-то неформальное, а то и запретное! А список этот был из формальной, несвободной школьной жизни. Ну его!..
Сегодня мне, «умудренной опытом», хочется и поворчать, мол, и фольклор прекрасен, и древнерусская литература - это колыбель классической русской, и Державин мелодичен и глубок, но... давайте посмотрим правде в глаза, является ли это чтение отдохновением для наших ребят? Нет, конечно. И, навязывая им это, принуждая читать то, что не нравится, мы ничего, кроме отвращения к книге, не получим! Поэтому сегодня я хотела бы поделиться тем, к чему пришла через годы ошибок.
1. Давая ребятам список книг для летнего чтения, необходимо обязательно и многократно подчеркнуть, что это лишь рекомендация учителя, его совет, но ни в коем случае не обязательное задание.
2. Формировать такой список учитель может и должен самостоятельно, учитывая особенности класса. А в идеале это должен быть не один список, для каждого ученика можно подготовить свой, особый перечень книг.
3. Сегодня мои дети это знают, а в конце 5‑го класса были просто шокированы! Я сказала, что можно летом вообще не читать!
- Как? Вы шутите? Вообще? Ни одной книги? И ничего за это не будет? А вы маме можете это написать? Ура-а-а-а-а-а!
Вот теперь нужно придумать нечто такое, что просто вынудит ребенка открыть книгу!
4. Как минимум один урок нужно посвятить «рекламе» произведений из этого списка. Лично я всегда подчеркиваю свое личное отношение к книге, героям, цитирую отдельные места, интригую, но стараюсь не делать из своего отзыва «спойлер». На этом же занятии уместно показать видеофрагменты из фильмов или мультфильмов по некоторым произведениям.
5. В конце такого занятия вместе со списком книг я вручаю ребятам кроссворд или предлагаю викторину и объясняю, что ответить на вопросы они смогут, если прочитают большинство произведений.
6. Читательский дневник. Медленно, но верно мы учимся его вести от урока к уроку, чтобы, втянувшись, продолжить летом. У дневника, во-первых, как правило, самая неординарная обложка, отражающая мироощущение юного читателя. Во-вторых, нет обязательной формы заполнения - как на душу ляжет! Да, сложно бывает в 1-2 предложениях описать сюжет! Да, не всегда понятно, что там за идея! Да, утомительно перечислять всех героев. Нет проблем - не делай этого! Используй маркеры, наклейки, смайлики и прочее, только читай, дорогой!
7. Сегодня у всех есть группы в Ватсапе, можно и летом ненавязчиво подкидывать туда что-то интересное. Ссылку, видео, цитату, картинку... Так, я увлекла своих хорошей современной литературой - ознакомила с сайтом «Книгуру». Потом между прочим поделилась идеей, что неплохо было бы в следующем году написать сочинение на тему «На кого из героев прочитанных произведений я больше всего похож?». И ребята тоже делятся своими замыслами! Так, недавно спросили, можно ли на следующий год в качестве проекта взять разработку компьютерной игры по произведениям Беляева...
8. В конце года (чаще всего в 7-8‑м классе) обязательно слышу вопрос: «А можно читать что-то свое? Не из списка?»
Уверена, вы уже знаете мой ответ, конечно! «Только, чур, ты не будешь жадничать и поделишься этим «вкусненьким» потом с нами, идет? Расскажешь?» Обычно срабатывает.
9. Ну и последнее. Настроенный на получение хороших отметок, ребенок и за свой летний труд ждет... оценки. Как важно ему, чтобы учитель обязательно заметил каждую прочитанную книгу! Полистал читательский дневник! Вот здесь надо расстараться! Нельзя на это жалеть времени! Сочинение-отзыв, рисунок, цитата, образ героя, сценарий мультфильма или фильма по прочитанной книге, буктрейлер, презентация - ребенок должен иметь возможность поделиться впечатлением обо всем! Будет ли результатом этого пятерка или овация всего класса, не столь важно. Главное - обратная связь! Потому что хороший урок литературы - это место, где тебя слышат, только тогда тебе захочется говорить. И читать!

Ольга БОЖКО,
учитель русского языка и литературы школы №1987