​Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп (древнегреческий философ, друг Сократа)


А еще раньше, в июне, на первом родительском собрании мы с родителями моих будущих учеников приняли очень важное решение: воспитывая детей, будем союзниками! А это очень важно, когда классный руководитель и родители двигаются вместе к одной цели: вырастить наших детей настоящими людьми.
Что нам нравится?

Театр
Нужен ли детям театр? Думаю, что вопрос риторический, так как ответ однозначен: да! Театр - это хорошая школа жизни, заставляющая работать мысли и чувства. Ведь увлекательное действо на сцене не только развлекает, но и обогащает. Дети изучают опыт героев постановок, учатся быть мудрыми, справедливыми благодаря анализу поступков персонажей.
На спектакле «Поллианна» в Центральном доме литераторов вновь убедилась в том, что это так. История об отзывчивой и жизнерадостной девочке покорила наши сердца!
А еще мы побывали в МТЮЗе на спектакле «Невидимые друзья». Эта трогательная и добрая история многому научила, заставила детей задуматься:
- Спектакль мне очень понравился, потому что он интересный и поучительный. Чему же он научил меня? Если родные не всегда обращают на тебя внимание, то это не значит, что они тебя не любят.
- Родители всегда правы, всегда вам помогут. Я подумала о своих родителях. Как же сильно я их люблю!
- Я буду ценить и любить своих родных еще больше.
- Лучше моих родителей нет никого на свете.
- После спектакля я думала о смысле пьесы и поняла, что лучше жить со своими родными, а не в чужой семье.
- Герои пьесы научили меня тому, что надо любить свою семью такой, какая она есть.
- Там много магии. Я рассказал о пьесе маме и брату. Хочу еще раз сходить на этот спектакль с ними.
- Увлекательный спектакль с интересным сюжетом. Он научил меня тому, что не надо менять своих родных на какую-то выдуманную семью.
Потом были и другие походы в московские театры на разные постановки: «Театриум» на Серпуховке - «Переходный возраст» и «Часы пробили 13 раз», ЦДЛ - «Барышня-крестьянка», экскурсия в закулисье театра Et Cetera под руководством Александра Калягина. Затем наконец-то осуществился семейный просмотр спектакля «Сотворившая чудо» в РАМТ.
Дети так прониклись духом театра, что решили сами поставить на школьной сцене спектакль по пьесе Самуила Маршака «12 месяцев». Актеры очень волновались, ведь некоторые впервые вышли на сцену. Но все получилось просто замечательно. Они так вжились в свои роли, что полностью преобразились. Дети не только творчески подошли к делу, но и ощутили командный дух, когда вместе с родителями создавали костюмы, мастерили декорации и репетировали.
Мы не остановились на достигнутом. В 6‑м классе зрителей ждало не менее интересное представление школьной театральной студии «Секрет» - «Новогодние приключения Маши и Вити».

Экскурсии
Что мы еще любим делать? Конечно же, вместе с родителями ездить на экскурсии.
В этом году совершили путешествие в облака, посетив Останкинскую башню. На следующий день мы написали заметку об этой экскурсии на школьный сайт. Вот некоторые отзывы ребят:
- Все охали и ахали: «Какая же она высокая… эта Останкинская башня».
- Башню окружали облака, но через некоторое время они разошлись, и мы увидели через стеклянный пол удивительную картину: внизу было все такое крохотное, как будто и дома, и машины, и даже поезд уменьшились в несколько раз.
- Страшно было стоять на стеклянном полу. Вдруг упаду вниз? Но если это стекло выдерживает девять тонн, то подо мной точно не провалится. Экскурсовод нам сказал, что мы самый лучший класс.
- В башне так много всего интересного, что можно покрутить и потрогать.
Экскурсию в научный центр «Эврика-парк» рекомендую всем любителям химии. Хотя мои ученики химию еще не изучают, но эта наука их не на шутку заинтересовала. В сочинении о посещении центра одна из учениц написала: «Мы очень любим всем классом ездить на экскурсии. Вот и 7 февраля я и мои друзья посетили научный центр «Эврика-парк». Сначала «атаковали» киоск с сувенирами, а потом началось самое интересное - химический марафон, который длился два с половиной часа. Нашим главным экскурсоводом был Паша, ему помогали ассистенты-лаборанты Катя и Даша. Сначала Даша показала нам, как делают цепочки и колечки из серебра. Затем нас научили изготавливать монетки из металла, который легко плавится. Когда мы перешли в другую аудиторию, лаборант Катя раздала пробирки, и началось волшебство: две прозрачные жидкости при смешивании поменяли цвет, стали фиолетовыми, другие приобрели желтую окраску; мы даже сделали неоновую воду, которая светилась в темноте. Все были потрясены! Как же интересно проводить химические опыты! Жаль, что так быстро закончился марафон. Ждем, когда у нас начнутся уроки химии. Ведь эта наука такая волшебная! Нам все очень понравилось! Возвращаемся домой… С нетерпением ждем следующей поездки. Ведь в это время мы узнаем много нового, становимся еще дружнее и начинаем ценить друг друга. Я люблю своих одноклассников! И эта поездка запомнится надолго».
Действительно, во время таких поездок дети становятся дружнее.

Необычные уроки
Большой эмоциональный отклик вызвали у детей необычные уроки. Например, урок - КВН по русскому языку и математике, который провели родители.
В рамках проекта «Учебный день в музее» и «Субботы московского школьника» мы побывали в самых потрясающих местах.
Так, некоторые дети впервые посетили Мемориальный музей космонавтики. Выставочные залы произвели впечатление на пятиклассников. Именно в такие моменты приходит понимание, что наша страна - великая космическая держава! Мы увидели масштабные технические разработки.
И опять открытие! Оказывается, бабушка одного из моих учеников работала на крупнейшем предприятии авиакосмической промышленности НПО «Молния». Она тот человек, кто причастен к созданию орбитального космического корабля многоразового использования «Буран». И она находилась в Центре управления полетами в Королеве, когда организовывали связь с космонавтами, находящимися на борту орбитальной станции «Мир».
А прабабушка другого ученика работала на Тушинском машиностроительном заводе и занималась документооборотом в отделе главного конструктора именно в тот период, когда собирали космический челнок «Буран». Полгода она провела на космодроме Байконур. Ее старший сын занимался производством плитки, которой была облицована ракета. Об этом все мы узнали из сочинений, которые ребята писали на уроке русского языка в Музее Космонавтики.
В МГХПА имени С.Г.Строганова мы побывали на мастер-классе «Роспись стеклянных изделий». В Российском аграрном университете МСХА имени К.А.Тимирязева - на занятии «Две стратегии защиты растений от микроорганизмов: устойчивость и иммунитет». В МАДИ посетили выставку «Т-34: технология победы».

Конкурсы и олимпиады
Невозможно объять необъятное, поэтому мы участвуем в тех мероприятиях, которые выбирают дети:
- Всероссийский конкурс ЮИД «Безопасное колесо». Например, когда готовились к межрайонному этапу Всероссийского конкурса ЮИД «Безопасное колесо», в работу вновь включились все: члены команды репетировали и учили правила дорожного движения, одноклассники помогали советами, а родители готовили костюмы. Ребята достойно выступили на соревнованиях: проявили творческие способности в концерте агитбригад, продемонстрировали знание правил дорожного движения, показали свои умения в оказании первой медицинской помощи. По итогам конкурса наша команда «Стрела» заняла 3‑е место;
- Всероссийский конкурс чтецов прозы «Живая классика»-2019. Победителями школьного тура стали два ученика из нашего класса. Они представляли школу на окружном этапе конкурса. Самыми первыми слушателями были, конечно же, одноклассники. И опять слезы… Без них не обходится ни одно мероприятие, связанное с духовно-нравственным воспитанием;
- Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений»-2019. Когда читала черновики сочинений, плакала… Эмоции переполняли! Как много нового я узнала о своих детях и об истории их семей. Меня потрясли их проникновенные истории и желание запомнить то, что рассказывают им бабушки и дедушки. Наши дети очень трепетно относятся к этому!

Интервью
Мы попробовали себя в ролях интервьюера и интервьюируемого. Интервью - это уникальная возможность научить детей справиться с волнением, правильно задавать вопросы и отвечать на них, убеждать собеседника, наблюдать, привлекать внимание к проблеме, давать аргументированный ответ. Интервью дает возможность отработать коммуникативные навыки, повысить интерес к учебе, к общественной жизни, развить общий интеллект, творческие, коммуникативные способности.
Мы интервьюируемые. После спектакля «Поллианна» в ЦДЛ дети дали интервью руководителю театрального фестиваля «Школьная классика» Денису Новосельцеву. Потом они сознались, что было волнительно и первый раз очень трудно отвечать на вопросы быстро и убедительно, что этому надо учиться. Хотя, на мой взгляд, интервью получилось веселым и живым!
Мы интервьюеры. Когда один из моих учеников решил написать олимпиадное сочинение «Не прервется связь поколений», то выбрал направление «Жить - родине служить» - о кадровых военных. Так как среди членов его семьи таковых не оказалось, мы решили взять интервью у человека, который всю жизнь посвятил охране государственной границы СССР. Николай Николаевич Нестеров родился 27 марта 1942 г. Его детство пришлось на тяжелые годы Великой Отечественной войны. Николай Николаевич - полковник Пограничной службы ФСБ России в отставке (ранее КГБ СССР). Был в Афганистане, выполнял обязанности начальника полевой ОГ «Меймене».
В конце интервью Николай Николаевич, посвятивший 33 года службе Отечеству, на вопрос, какие бы советы он дал мне и моим одноклассникам, ответил так:
- Это самое сложное в жизни - давать советы! Но думаю, что самое главное - это труд, физический и умственный труд! Берегите свое здоровье, ведите здоровый образ жизни, занимайтесь спортом и следите за питанием. Уважайте окружающих и помогайте слабым.
А школьники писали:
«На этом закончилась наша беседа. Мы очень благодарны Николаю Николаевичу за интересный рассказ. Уверены, что будем следовать дорогой добра, как это делает наш собеседник, наш взрослый друг. И пусть сейчас нам еще только 12 лет, но мы уже служим Родине тем, что стараемся хорошо учиться, помогаем старшим, учимся быть честными и справедливыми. И такие люди, как Николай Николаевич Нестеров, всегда будут для нас примером для подражания. Пожелаем ему крепкого здоровья и долгих лет жизни».
Было много событий, которые тоже оставили след в душах детей: это и благотворительная помощь детям из Морозовской больницы, и сбор новогодних подарков пациентам детского хосписа, который курирует благотворительный фонд «Вера», и участие во Всероссийской акции «Дети вместо цветов».
После каждого мероприятия мы вместе анализируем, что получилось хорошо, над чем еще нужно поработать. Делимся друг с другом своими впечатлениями, пишем небольшие отзывы, которые затем публикуем на школьном сайте. Таким образом дети учатся выражать собственные мысли.
Конечно, бывают у нас и ссоры среди детей, и непонимание, как и в любом классе. Но все вопросы мы стараемся решать мирным путем. Моим детям не стыдно сказать друг другу: «Извини, я был не прав». И это тоже положительный жизненный опыт. Они понимают, что в одиночку даже радоваться грустно.
Вот так и идем в одном направлении большой семьей: дети, родители, помогающие не словом, а делом, и классный руководитель. Я так благодарна активным и неравнодушных мамам и папам, бабушкам и дедушкам, которые всегда вместе с нами: на спектаклях, экскурсиях, конкурсах, соревнованиях! Дети многому учатся у них, берут положительный пример. А если давать им хороший пример, то и дети будут хорошими!

Елена СЫРЧИНА,
учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6-го «Б» класса школы №1551