Какие же были сложности? Какие положительные и отрицательные моменты, связанные с дистанционным обучением, были выявлены? Все, безусловно, нужно анализировать с трех ракурсов: с точки зрения учителей, учащихся и, конечно же, родителей, ведь все мы участники образовательного процесса.
Итак, начнем с родителей. Многие из опрошенных с сожалением и даже стыдом отмечают, что оказались не готовы к круглосуточному нахождению дома со своими детьми. Да, пропала необходимость своевременной доставки ребенка к школе, а затем на различные кружки, в секции. Но нужно постоянно контролировать процесс «присутствия» ребенка на уроке, нужно помочь в планировании времени и в организации рабочего места. Оказалось, что многие дети отвлекаются на общение в социальных сетях, на игры, а потом им трудно сосредоточиться и выполнить домашнее задание. У некоторых родителей сложилось ошибочное впечатление, что детям много задают.
Ситуация с вынужденным обучением дома помогла всем увидеть и осознать ряд серьезных проблем.
Во-первых, была оценена огромная роль школы в организации образовательного процесса, ведь до самоизоляции многие родители «уроков не касались». Во-вторых, некоторые родители вынуждены были сами себе признаться в том, что их забота о детях нередко сводилась только к покупке различных материальных благ, а вот близких и доверительных взаимоотношений в семье не было. В-третьих, режим самоизоляции позволил родителям стать ближе к школе, «познакомиться» с педагогами, присутствуя на уроках. В-четвертых, родители смогли своими глазами увидеть недостаточную мотивацию ребят к учебе, неумение и нежелание организовывать свое время самостоятельно. Конечно, все эти открытия были болезненны, но хочется надеяться, что взрослые по-новому постараются построить взаимоотношения со своими детьми, сумеют правильно расставить приоритеты.
Что же о дистанционном обучении думают учителя, ведь программный материал нельзя отправить на выходные, к экзаменам готовиться нужно? Нет, легко не было никому. Но у педагогов нашей школы, выбравших для дистанционного обучения платформу Zoom, есть правило - всегда обмениваться опытом, совместно решать все возникающие проблемы.
Давайте рассмотрим некоторые из них. Дети и в Zoom, как и на уроке, любят озорничать, поэтому пришлось очень быстро найти отключение возможности комментария у участников конференции, а также исключить возможность демонстрации экрана для всех, кроме организатора.
Пара дней, и мы с радостью наблюдали, как в Zoom на урок заходили опрятные, причесанные ученики, нередко одетые в школьную форму. И перед монитором уже не было чашек и тарелок, потому что урок - это урок!
За несколько дней педагоги научили ребят заходить в конференцию только под своим настоящим именем, желательно также было включать видео, чтобы педагог мог контролировать учебную деятельность учащихся.
Опыт работы в Zoom оказался, безусловно, полезен, ведь теперь классный руководитель, например, может собрать на конференцию нужную часть класса и обсудить возникшие вопросы, при необходимости в конференции могут принять участие другие педагоги или родители. Не нужно подбирать удобное для всех время, отпрашиваться с работы. Аналогично, в формате видеоконференции, можно проводить родительские собрания или использовать данный ресурс одновременно с очным собранием, чтобы присутствовать могли все родители.
Что же о дистанционном обучении думают дети? Конечно, среди ребят нашлись и те, кто отнесся к обучению из дома как к возможности немного побездельничать. Но в большинстве своем эти хитрецы были из младшей или из средней школы. Возможно, родители не имели возможности контролировать этих ребят, возможно, дело в той самой мотивации, о которой говорили ранее, да и экзамены еще далеко... Детям трудно осознать, что знания, полученные в средней школе, пригодятся на экзамене.
Старшеклассники же, наоборот, в основном использовали дистанционный формат, чтобы поднажать, улучшить оценки. Среди плюсов обучения из дома ребята отмечали, что не нужно тратить время на дорогу до школы. Наличие свободного времени давало возможность старшеклассникам готовиться к ЕГЭ, заниматься проектной деятельностью, читать. Но у ребят из старших классов, мечтающих поступить в высшие учебные заведения, и требований к дистанционным урокам было немало: знаний больше, уроков больше. В целом никто из старших школьников не сказал, что дистанционный формат не дает знаний.
Любовь к знаниям зарождается не в школе, а задолго до этого времени. А качество знаний, полученных в школе, зависит в значительной степени от мотивации ребенка, от его нацеленности на результат. А сформировать эту мотивацию - задача взрослых - родителей, воспитателей, учителей.

Анастасия БАШКИРОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1571