ВПШ проходила на онлайн-платформе. Каждый день в Интернете встречались более трехсот педагогов из разных регионов. Москву представляли шесть человек: Дарья Щур из школы №41, Александр Рыбалченко из школы №1232, Валерия Меркульева из школы №1571, Елизавета Зайцева из школы №138, Анастасия Егорова из школы №1387, а также Игорь Кузнецов из школы №1194. По их отзывам, онлайн-ВПШ отлично вписалась в особые условия жизни, учебы и работы. И, следовательно, оправдала свой лозунг «Кратко. Увлекательно. Полезно».
К участию в работе школы пригласили педагогов профессиональных образовательных организаций. Это была еще одна особенность 2020 года. Причину объяснила Лариса Солодилова, которая заведует организационным отделом аппарата профсоюза:
- В системе СПО 66 тыс. работников, охват профсоюзным членством составляет 51,9%. Это тревожная цифра. Активность первичных профсоюзных организаций учреждений профессионального образования надо поднимать!
Профсоюзным новичкам Лариса Александровна рассказала о структуре Общероссийского профсоюза образования, о его цели и миссии - представлять и защищать социально-трудовые и профессиональные интересы работников и обучающихся. Она отметила, что нынешний год объявлен в профсоюзе Годом цифровизации, а после поделилась своим видением цифрового профсоюза и рассказала о возможностях электронного профсоюзного билета. Так, к билету привязана программа PROFCARDS, и каждый член профсоюза может получить доступ к скидкам и бонусам огромного количества магазинов.
В этом году Общероссийскому профсоюзу образования исполняется 30 лет, самое время для глобальных изменений. О ряде юбилейных мероприятий федерального и межрегионального уровней сообщила Алина Ахметова, заместитель заведующего отделом по связям с общественностью аппарата профсоюза. Она представила презентацию Всероссийской акции «Марш солидарности».
Изменение формы проведения ВПШ не сказалось на ее содержании. Более того, были выступления, которые зацепили практически всех. Одним из них стала лекция Ларисы Арачашвили, учителя русского языка и литературы, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2019.
На первом слайде ее презентации были написаны два слова - «Палимпсест культуры». Лариса Гивиевна не дала времени на то, чтобы найти значение незнакомого понятия. Вместо этого она включила песню рэпера Оксимирона, в которой присутствовала звукозапись прошлого века. «Чей это голос?» - спросила педагог. Чат ответил молчанием. Тогда спикер продолжила: «Это голос Мандельштама. Да, того самого». Затем появился следующий слайд, на нем была цитата другого современного музыканта - Ивана Алексеева (Noize MC):
- «Почитай старших» - это своего рода трек-палимпсест. Палимпсестом называют рукопись на пергаменте или папирусе поверх смытого или соскобленного текста, где порой можно разглядеть более ранние фрагменты на фоне новых. Я уже прибегал к этому методу, вплетая в свои треки цитаты из Мандельштама, Бродского и Есенина, но теперь решил подойти к вопросу глобально - это песня о том, что все мы стоим на плечах у гигантов-предшественников и поем свои новые песни под аккомпанемент могучего хора великих голосов прошлого.
Затем последовал еще один вопрос от лектора: «Что общего между Пугачевой, Земфирой, Котом Балу, Ваенгой, группой «Ногу свело» и музыкантами из «Ночных снайперов»?» Все стали сопоставлять несопоставимое: попсу и рок, рэп и романс. Ответ оказался прост: в творчестве этих исполнителей присутствуют тексты из классической поэзии.
Шаг за шагом Лариса Арачашвили погружала участников семинара в две культуры - современную и классическую. Она с сожалением отметила, что рэпер Noize MC внес больший вклад в популяризацию поэтов Серебряного века, чем она, учитель литературы. Если бы ее выступление проходило в режиме офлайн, зал разразился бы аплодисментами. Но у слушателей был только бесшумный чат Zoom, и в него посыпались текстовые сообщения со словами благодарности.
Также участников обучения заинтересовало выступление «Как сделать из Буратино человека». По названию можно было догадаться, что речь пойдет о педагогических смыслах, о том, как сделать максимальный вклад в своих учеников. Об этом рассказал Раис Загидуллин, эксперт аппарата профсоюза, кандидат педагогических наук, финалист конкурса «Учитель года России»-2002.
Москву в качестве спикера представлял старший методист Городского методического центра, автор учебных пособий и финалист конкурса «Учитель года Москвы»-2010 Иван Колечкин. Когда Иван Сергеевич вышел в эфир, за его спиной показался виртуальный фон: пальма, голубое небо и перекатывающиеся волны океана. «Сейчас будет что-то необычное», - подумали молодые педагоги. Колечкин рассказал об умении видеть то, что для других неочевидно, и находить связи там, где на первый взгляд их нет. Он задал участникам обучения вопрос: «Что общего между партой Эрисмана, песней Розенбаума «Песенка врача» и портретом Достоевского кисти Перова?» Если вы любопытны и хотите найти ответ, посмотрите выступление спикера на сайте eseur.ru. Презентация Ивана Сергеевича закончилась так же неординарно, как и началась, - с географической физкультминутки. Двигая руками, он объяснил, что такое меридианы, параллели и полюсы, и отметил, что подобную зарядку можно провести на любом уроке, имея фантазию, желание и знание своего предмета.
В последующие дни участники ВПШ увидели еще немало выступлений, которым очень подходил лозунг о краткости, увлекательности и пользе. Удалось поговорить с другими мэтрами в образовании и обсудить проблемные темы. И вполне вероятно, что по оптоволокну, которое мы упомянули в начале, до молодых педагогов «добежали» не только гигабайты информации, но и особая атмосфера педагогической школы. До новых встреч.

Анастасия БАРИНОВА,
студентка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова