Как вы поняли, я все о том же критическом мышлении, которое призвано понять всю неоднозначность бытия, взвесить, оценить, проанализировать ситуацию и сделать вывод, кто и в какой степени тут прав, кто виноват и что делать.
Но есть тут один подводный камень, который, я знаю, вызывает очень большие разногласия среди учителей, занятых воспитательным процессом (то есть абсолютно всех, кто работает с детьми). И называется этот камень «понять и простить».
Дело в том, что мы вроде бы всегда декларируем - нам очень важно понять мотивы того или иного поступка, проступка, преступления, чтобы в будущем постараться повлиять на людей и помочь избежать подобного финала. И точно так же мы постоянно говорим, что человек должен уметь прощать, это очень возвышенное и благородное качество, которым обладают люди с добрым сердцем и широкой натурой.
Но почему-то далеко не всегда получается совместить эти два понятия в одно.
Как-то раз я предложил своим ученикам поразмыслить над тем, почему у нас сплошь и рядом принято использовать обычную уличную скамейку совершенно диким способом - сидя на ее спинке.
Самый простой ответ был таким: люди у нас просто невоспитанные! Что в принципе правильно, ибо воспитанный человек никогда себе этого не позволит. Но дальше начались очень интересные творческие рассуждения…
✓    А что делать, если только что прошел дождь и сиденья мокрые? Не садиться же в лужу или на промокшую доску. Жердочку спинки вытереть гораздо проще, вот потому на нее и садятся. А ноги - куда же их девать?
✓    У нас страна холодная, поэтому часто бывает, что из-под снега торчат только спинки, а на сиденьях - сугробы и лед. Поэтому тут тоже лучше сесть на спинку, к тому же меньше шансов примерзнуть.
✓    Летом аналогичная проблема, только вместо снега на сиденьях может быть много пыли, листьев, птичьего помета и другого мусора. Не садиться же на все это!
✓    А может, люди таким образом просто «метят территорию» - мол, я-то могу посидеть и на спинке, а вот после меня сюда, на грязную скамейку, уже никто из пенсионеров не сядет?
И так далее. Как можно убедиться, дети просто попытались понять, в чем причины того безобразия, которое нас окружает. Но к чему они в итоге пришли? К тому же, конечно же, воспитанность играет очень важную роль, однако если бы дворники содержали их в постоянной чистоте, наверное, желание сесть «правильно» возникало бы чаще. Опять же, если бы предусмотреть над скамейками какие-нибудь навесы, которые защищали их от осадков, это тоже помогло бы правильно смотивировать сидящих.
Но когда мы все это с ребятами обобщили, подытожили и довели до сведения других, кое у кого из моих коллег почему-то сразу же возникла мысль: «А зачем вы оправдываете невоспитанных оболтусов и сваливаете все на дворников и конструкторов? Ведь ясно же, кто здесь виноват, так к чему все эти либеральные сопли? За сидение «не по уставу» надо впаять штраф тысяч в тридцать, и сразу же желающих взгромоздиться орлом поубавится, тут же окажется, что самому протереть сиденье от грязи и пыли проще и дешевле, чем ждать специального человека».
А ведь это же совсем из другой оперы! Ясное дело, куда проще поставить забор поперек тропинки, по которой дети ходят в школу, а взрослые - на работу, и вынуждать их делать солидный клюк в обход, а кто пытается пролезть в дырку или перебраться через - штрафовать нещадно. Но куда сложнее убедить людей, что идти в обход им и правда лучше.
Но почему-то людям интереснее жить в системе координат категоричности, в черно-белой палитре, где сразу видно - вот друг, а вот враг.
А может, мы, наоборот, еще не вышли из возраста подросткового негативизма, когда все, что говорят тебе взрослые, встречает резкое отторжение?
Так где же то самое критическое мышление, трезвое и взвешенное, свойственное взрослой сформировавшейся личности? И, с другой стороны, где умение терпеливо, аргументированно и доступно объяснить людям какие-то вещи, которые вызывают у них непонимание, страх и, как следствие, отторжение?
А ведь это касается той ситуации, в которой мы все оказались: принятие новых поправок в Закон «Об образовании в РФ» и Конституцию, введение пропускного режима в условиях коронавирусной пандемии, продавливание Единого федерального информационного регистра и т. д. Вроде бы можно было сделать так, чтобы люди все-таки поняли необходимость всех этих мер. И поняли на уровне взрослого человека - критически обсудив, взвесив и проанализировав предложения, а не руководствуясь банальным «нам всем от этого станет только лучше!» или, наоборот, «власть все туже затягивает петлю на нашем горле!».
Но, как и всегда, сразу же находятся люди, которые, долго и пристально посмотрев на тебя, осторожно заявляют: дескать, а зачем вы пытаетесь все это понять?
Мы… действительно взрослые люди? Или мы настолько взрослые, что не хотим слышать ничего, что бы противоречило нашим собственным установкам?