Значит, есть над чем подумать.
В поисках смысла воспитания
Вопросы воспитания настолько широки, что не имеют границ. Каждый период истории ставит перед обществом свои задачи по воспитанию личности, я бы сказала, предлагает эпохе свой образ человека, свою систему воспитания, свой идеал.
Поэтому исключительное внимание современного общества и, соответственно, государственных деятелей к вопросам воспитания подрастающего поколения не только объективно, но и чрезвычайно актуально.
Хочу заметить, что на протяжении всей мировой цивилизации существовали и будут существовать противоречия в понимании, трактовке и реализации этого феномена - воспитания. Возможна ли его регламентация законом? Да, в этом есть потребность, так как предвестником будущего необходимо считать человека, а не социальное явление. Поэтому в принятых поправках к закону определяются концептуальные положения о воспитании обучающихся.
Я, как человек, имеющий уже большой жизненный опыт, не только видела много программ по воспитанию, но даже сама участвовала в их создании, и хочу сказать, ни одна программа не будет работать, если мы не ответим на вопрос: «Кому это нужно - обществу, родителям, школе или все-таки ребенку?».
Я думаю, со мной согласятся все, кто каждодневно встречается с детьми, подростками, студенческой молодежью, что одновременно с их взрослением происходят изменения в каждой конкретной школе, колледже, в нашей стране, в мире в целом. Физическое и нравственное взросление молодого поколения происходит на основе взаимного переплетения со всем, что происходит в обществе, и дети также являются продуктом общественно-исторического процесса трансформации всех структур совместной жизни людей.
Отсутствие понимания, что молодое поколение - это активные граждане, которые находятся в процессе не только физического взросления, но и усвоения социальных норм поведения, приводит к дифференциации взглядов взрослого и подросткового населения. Именно этим в значительной степени объясняются наши порывы гнева, осуждения и порицания поступков подростков. Нередко внутри одной семьи существует целый водораздел между родителями и детьми.
Продолжая говорить о значительном изменении в самом обществе, в системе образования, что вполне закономерно, нельзя не заметить, что меняется и современный школьник, поскольку он становится объективным свидетелем эпохи реформ, когда на смену уходящему прошлому приходят новые технологии, утверждаются новые приоритеты и ценности.

Что нужно, чтобы школьное воспитание было по-настоящему эффективным?
Прежде всего воспитание должно быть понятным современному поколению детей, подростков, студентов и, безусловно, тем, кто работает с детьми, кто растит их в семье. Оно может быть только в том случае эффективным, если в обществе, в каждом педагогическом коллективе создана атмосфера, в которой высоко ценится личность, мотивы ее действий и их понимание, признание и принятие. А для этого школьник должен знать, кто он такой, для чего существует, куда идет, какова его обязанность или долг на земле. И самое главное - как сообразуются общественная жизнь государства, коллектива, его семьи и связанные с этим нормы морали с его личными запросами и потребностями.
Человек в течение жизни ставит перед собой несколько целей, и достижение этих целей не осуществляется по одной проторенной дороге. Где-то нужны дополнительные знания, где-то приобретение дополнительных компетенций, возможно, изменения некоторых черт характера, мотивов поведения.
Поиск эффективных мер воспитания очень труден и извилист. Мы должны понимать, в чем смысл наших действий. Когда-то Виктор Эмиль Франкл в своей знаменитой работе «Человек в поисках смысла» ввел понятие «логотерапия», то есть проблемы утраты смысла: поступка, поведения, в конце концов, смысла жизни.
Смысл нельзя дать, нельзя преподнести, ребенку надо помочь его найти. И именно в поиске смысла любого действия должен быть заложен фундамент реализации ребенком самого себя. Нельзя забывать, что мы живем в мировом информационном изобилии, следовательно, первейшая задача воспитания - научить ребенка различать, выделять, что существенно и что имеет смысл, а что нет, за что я буду отвечать, а за что - нет. А это объективно влечет за собой постановку конкретной цели мероприятия и полную заинтересованность ребенка в его подготовке, участии и результате. Если ребенок для нас не абстрактное понятие, то он сам подсказывает нам, что ему нужно и какая у него есть потребность в том или ином мероприятии. В таком случае ребенок, подросток, находит ответ на смысл предстоящих действий, событий, а это уже в значительной степени утверждает в нем позитивное не только в поведении, но и в осмыслении, способности достичь того, что имеет смысл.
Мы научились проводить массовые акции, флешмобы, квесты, но не научились одному - уметь оценивать результаты этих действий.
Всегда и везде ли наш ребенок оказывается включенным в социальный аспект как школьной, так и более широкой общественной жизни, отдельных событий? Умеет ли он сопереживать и жить в рамках этого мероприятия?
Подчеркну еще раз, что в последние годы в силу развития массовой информационной коммуникации объективно произошел процесс «отречения» от погружения во внутренний мир ребенка, мы все меньше говорим с ним и слушаем его. Незаметно происходит отчуждение от единства мысли, слова и поступка между взрослым и ребенком. А ведь в этом, как известно, заложен высокий нравственный смысл воспитания. Кстати, хочу заметить, эта тенденция характерна для всего мирового образовательного пространства.
Если работу по воспитанию мы превратим в мероприятия, в которых массовость превалирует над смыслом, идеи размыты, отсутствуют сопереживание, глубокое интеллектуальное развитие, то воспитание будет не только неэффективным, но поверхностным, шаблонным, не трогающим души детей. И это надо учитывать на всех уровнях взросления детей.

Знаем ли мы своих детей?
В XIX веке английский философ и социолог Герберт Спенсер, занимающийся в том числе проблемами семьи и воспитания детей, представил определенную классификацию главных видов человеческой деятельности и порядок их важности в обучении и воспитании. Он последовательно выделяет виды деятельности, которые:
1) непосредственно служат самосохранению человека;
2) обеспечивают необходимые средства существования;
3) имеют цель или следуют цели воспитать и дисциплинировать себя для будущего;
4) связаны с поддержанием надлежащих социальных и политических отношений;
5) все смешанные виды деятельности, которые наполняют досуг жизни, посвящены развитию и удовлетворению интересов и увлечений.
Как известно, дети, особенно подростки, не переносят нравоучений. Они способны сами организовывать себя, свой коллектив. Одним словом, они хотят деятельности, и мы должны расширить им горизонты для ее воплощения. Последние три года я бываю на городском конкурсе лидеров ученического самоуправления «Вожатый и его команда». Какое богатство талантов, лидеров, организаторов каждый раз видят эксперты! Трудно отдать какое-либо предпочтение одной команде: оригинальность идей, самоорганизация, дисциплина, ответственность, исследовательский подход и еще много интересного, к сожалению, для нас, взрослых, ранее не замечаемого, - все, что можно увидеть и оценить в каждом члене команд. Недоверие к нашим школьникам, студентам - вот где кроется еще одна педагогическая проблема. Мы должны дать дорогу инициативам ребят. Пусть они как можно раньше начинают формировать ответственность за поступки, смелость в принятии решений.
Еще один пример. Во время карантина студенты образовательного комплекса «Юго-Запад» добровольно, без подсказок старших организовали группы по сдаче донорской крови. Замечу, что в программах учебного заведения этого мероприятия не было предусмотрено. Мотив один - понимание чувства долга, сопричастности к событию. О чем этот пример? В подсознании подростка были уже заложены семьей, педагогами качества, которые где-то были сокрыты, но в нужный момент дети проявили сочувствие и выполнили долг.
К сожалению, часто происходит так, что мероприятия не имеют завершенного смысла. Для убедительности своих наблюдений приведу один пример. К 75‑летию Великой Победы над фашизмом во всех образовательных учреждениях была проведена огромная и разноплановая работа. Нет необходимости перечислять что-то из того перечня, что было проведено, организовано в школах, колледжах, вузах. Достаточно назвать только акцию «Бессмертный полк». Но есть в этих мероприятиях одно «но». Не было специальных уроков, конференций по фактам фальсификации, принижения роли Советского Союза в Победе. А это та основа, на которой вырастают истоки патриотизма. Через символ 75‑летия Победы утверждается то, перед чем молодое поколение несет ответственность за будущее своей Родины, своих близких. Следовательно, воспитательная работа в образовательных учреждениях нуждается в ко­операции учебной и внеучебной деятельности, тем самым не допуская разрыва между обучением и воспитанием.
И если мы будем придерживаться определенных базовых принципов воспитания, то обучим и воспитаем человека с самыми высокими морально-нравственными качествами: гуманиста, сподвижника, патриота, исследователя.

Как должна (если должна) измениться роль классного руководителя? И он ли один за это отвечает?
Конечно, классный руководитель ближе всего к ученикам и их семьям. И его роль в обеспечении качественного образования, подготовке школьников к жизни в конкурентных условиях, в условиях цифровизации и глобальных изменений значительна. Он руководитель класса, и для успешной работы классного руководителя надо сделать еще очень многое. «Ближе всего к ученикам - их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, - это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки», - говорит Владимир Владимирович Путин.
Готов ли классный руководитель к исполнению таких требований, которые к нему предъявляются? Может ли эта работа стать для него служением делу воспитания? Думаю, что нет, это ошибочно, и вот почему. Он такой же преподаватель, у него есть нагрузка, и, соответственно, он также отвечает за качество своего урока, предмета, качество образования по его предмету в школе в целом. И, к сожалению, всеобъемлющая работа как наставника, воспитателя класса, работающего с родителями, педагогами, практически невозможна физически. Это, как правило, высокоморальный и очень ответственный человек, но, как известно, в сутках всего 24 часа. У него есть своя собственная семья, поэтому он для высокой эффективности работы должен находить выход в главных своих союзниках - самих детях. Если он сумел выстроить работу с детьми так, что они сами выбирают для себя мероприятия (они могут быть разными, разноплановыми), то значительная часть воспитательной работы происходит более организованно и с высокой степенью отдачи. Если сейчас мы проанализируем, какие лежат обязанности на классном руководителе, то увидим, что он отвечает за все в классе: за результаты учебы, за социализацию ребенка. Будем справедливы: можно ли делать все это качественно? Конечно, нет.
Принимая программу воспитания, надо будет решить вопрос, насколько освобожден классный руководитель от предметной нагрузки. Наряду с этим возникает другой вопрос: а как мы их готовим? Пока что мы готовим только учителя-предметника и где-то по скользящей даем ему понять, что он может быть и классным руководителем. Если мы действительно поставили задачу готовить в обществе настоящего гражданина, патриота, человека высоких нравственных идеалов и поступков, должность классного руководителя должна войти в перечень профессий. Тогда он должен получить хорошие знания по психологии, по большому спектру общекультурных компетенций и обладать фундаментальными качествами педагога.
Мы часто привыкли думать, что человека материальные вопросы заботят больше прочих, что стоит поднять зарплату - и человек будет работать более качественно и интересно. В Москве, когда мэр Сергей Семенович Собянин принял беспрецедентные меры финансовой поддержки классных руководителей, это, как показывает практика в настоящее время, не привело к высокой мотивации и новым результатам, иному содержанию работы классных руководителей. Почему? Повторюсь, все они имеют учебную нагрузку, причем многие из них талантливейшие учителя. И любому руководителю трудно уменьшить им количество часов, поскольку их знания и качество преподавания в значительной степени влияют на авторитет школы.
К сожалению, у многих не изменилась психология поведения и работы с детьми и родителями. И это стало особой заботой Департамента образования и науки, который детально проанализировал технологию работы классных руководителей и их подготовку. По его поручению ряд ЦГУ (центральные городские учреждения, подведомственные Департаменту образования и науки), и прежде всего Московский центр развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО), провели большую и весьма результативную аналитическую работу. В ее основе был запрос, что надо срочно поменять в работе с классными руководителями. Прежде всего был вынесен вердикт ситуации, в которой роль и функции классного руководителя размыты, за одни и те же вопросы отвечают директор, его замы, психологи. Чтобы избежать этого, МЦРКПО совместно с Ассоциацией классных руководителей предложил определить прежде всего полномочия, которые делегирует директор школы руководителю класса. После этого была организована полномасштабная профессиональная подготовка классных руководителей.
На сегодняшний день я бы расшифровала и представила роль, содержание и функции деятельности классного руководителя так:
а) он формирует коллектив класса, определяет лидеров, формирует сильную активную команду класса и определяет базовые позиции работы по расширению функций коллективных начал, сосредотачиваясь на воспитании и социализации школьников класса, сплочении классного коллектива, его задача - сформировать костяк, которому он делегирует значительную часть управления классом, мотивирует детей на ситуации успеха, взаимную ответственность друг за друга;
б) безусловно, он анализирует образовательные результаты учащихся своего класса для корректировки, проектирования образовательной траектории каждого обучающегося для обсуждения этого с родителями, совместно с семьей развивает качества, которые необходимы в настоящем и будущем;
в) он формирует и ведет своеобразный «атлас» о персонифицированном вовлечении во внеурочную деятельность и дополнительное образование, тем самым способствуя развитию и поддержке талантов;
г) кроме того, одним из основных аспектов его внимания и наблюдения являются развитие у детей навыков самоактуализации, soft skills (мягких навыков), а также интересы в рамках программы предпрофильной, профильной, предпрофессиональной ориентации;
д) и, конечно, он участвует в формировании общей культуры, здорового образа жизни школьников, оптимального использования каникулярного времени.
Если вышеперечисленные функции (а они могут быть расширены или сужены) классного руководителя будут приняты в первую очередь им самим, то администрации образовательной организации для эффективного достижения заявленных целей предстоит сделать еще один шаг: максимально снизить их учебную нагрузку, дать дополнительную профподготовку и включить классных руководителей в состав административной команды школы.
На мой взгляд, только в таком формате классный руководитель будет достойно принимать и активно участвовать в реализации предстоящей программы.

Роль учителя в воспитании детей
Мы свидетели того, как после принятия новой Россией первого Закона «Об образовании» наметилась устойчивая тенденция «разделить» обучение и воспитание. Невозможно точно сказать, где пролегают границы между обучением и воспитанием на уроке, на внеурочном мероприятии, непосредственно в семье либо на улице. Монгольская пословица на эту тему говорит: «Родители создают тело, учителя создают душу».
Осуществляет ли учитель эту задачу в полной мере? Сразу хочу сказать - и да, и нет. Учитель учит ребенка, и его главная задача - дать знания, заложить основы, умения для их дальнейшего пополнения, развития, использования в самостоятельной жизни. Вместе с тем учитель значительно больше времени видит обучающегося, порой чаще, чем даже родитель и классный руководитель. В процессе обучения учитель целенаправленно пробуждает и побуждает познавательную активность школьника.
Но учитель может видеть и обратный процесс. В последние годы вполне закономерно обучение сводилось к передаче знаний, развитию индивидуальных способностей. Так как усложняются школьные программы, идет большая нагрузка на обучающегося, и он долгое время находится в образовательном процессе. И любое дополнительное мероприятие должно быть сопоставимо с его физическим и эмоциональным состоянием. Как не потерять в школе (особенно большой) личность каждого ребенка? Как его подготовить к успеху во взрослой жизни?
Умелая навигация школы, семьи, наставника помогает выбрать цель, ступени ее реализации как по времени, так и в стремлении ее достичь, осуществить. Вот этому как раз и должна служить воспитательная деятельность классного руководителя и учителя. Можно ли им помочь, и если да, то как? Появился такой проект - digital-тренажер «Успех каждого ребенка». На основе использования данного тренажера учитель, классный руководитель получает возможность на всех ступенях обучения помочь своему ученику формировать уверенность в себе, оригинальность и успешность.
Этот тренажер разработали сотрудники МЦРКПО с участием высокотехнологичных специалистов в сфере математического и IT-моделирования. В тренажер могут быть заложены разные модели поведения учителя, но все они проходят через призму отражения поведения ребенка на уроке, вне урока. Дети часто слышат от нас, педагогов, что перед ними открыты двери будущего. И сколько раз мы видим, как эта фраза вызывает недоверие у многих детей, они не верят в свой успех!
Одной из проблем нередко становится стремление ребенка не к знаниям, а к отметкам. Ребенок уже уяснил, что с хорошими отметками спокойнее: родители довольны, классный руководитель и учителя хвалят. А ведь здесь же может быть проблема, и она состоит в том, что педагог не знает, как научить, воспитать у ребенка стремление к личностным результатам. Предлагаемая программа тренажера подскажет учителю, классному руководителю, почему это происходит с ребенком, и подскажет им дополнительные модели формирования у обучающегося главных составляющих: как ставить перед собой цель, искать смысл, добиваться успеха и быть при этом счастливым, жить в комфортном внутреннем состоянии.
Учителю и ученику программа тренажера поможет выстроить партнерские отношения, позволит оценить риски влияния педагога на личностное развитие учащегося, я бы сказала так: учить того, кого нужно, тому, что нужно! Этот конструктор дает возможность оценить, вычленить проблему ребенка и выбрать для ее устранения свою педагогическую линию поведения. Ведь беда в том, что мы все курсы повышения квалификации, профессионального роста учителя проводим в рамках отрыва от конкретного ученика, его возраста, увлечений.
Что, на мой взгляд, оказалось примечательным в этом тренажере? В нем модули объединены общими дидактическими функциями: мотивационными, наглядными, информативными, адаптивными, компенсаторными, интегративными и т. д. И конечно, выделю, на мой взгляд, самую нужную и необходимую функцию - инструментальную, которая будет предложена для реализации всех видов деятельности для достижения учебной, воспитательной, методической цели.
Нужна ли подобная технология? Да, скажу твердо, без нее либо ей подобной нельзя работать учителю. Не зная ученика, нельзя управлять результатами, оценивать риски в своей работе. Оценить себя можно только, прежде всего, через ребенка, его результаты, его поведение, а также через все активности, которыми он владеет.

Роль семьи
Нередко наши благие намерения по воспитанию детей разрываются на первом звене цепи «школа - семья - ученик». И это вполне объяснимо: школа предлагает одно, а семья видит эти меры по-своему. И самое главное, при этом никак не участвует ребенок.
Отсюда проецируемые результаты не достигают своей цели. Потерян истинный смысл - нужно ли это ребенку, и в какой мере ему это интересно. Здесь должен быть выработан универсальный подход, который достигается самым простым способом: сначала мнение ученика (я сознательно не беру дошкольника), затем это мнение обсуждается семьей с классным руководителем. Таким образом, вырабатывается общий консенсус. При этом не может быть разных требований к воспитанию между школой и семьей, хотя это нередкое явление. Этого не должно быть априори. Формирование практически всех значимых направлений работы школы должно обсуждаться с родителями, с управляющим советом. Школа должна быть максимально ближе к семье, и это сотрудничество будет дальше усиливаться, ибо воспитание без семьи невозможно. В вопросах воспитания не должно быть превосходства ни семьи, ни школы.
Безусловно, семья стоит на базовой ступени в жизни и воспитании ребенка, т. к. это первая среда, в которой он начинает воспитываться. Но если возникают разные точки зрения, противоположные мнения на предмет воспитания ребенка между школой и семьей, то всегда можно обсудить, сделать оптимальный выбор, учитывая в том числе мнение ребенка. Он субъект воспитания и равноправный участник обсуждения в любом возрасте.
Сегодня авторитет каждой школы зависит от того, как родители оценивают работу педагогического коллектива и имеющиеся у детей образовательные и воспитательные результаты и то, насколько они созвучны интересам родителей. И теперь мы должны добавить: насколько они созвучны интересам детей!

Готова ли административная команда школы работать
в новых условиях?
К декларируемой в последние годы идее, что руководитель образовательной организации - это главное действующее лицо в достижении качественных эффективных результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения, к сожалению, полного доверия нет.
Именно директор организует работу по встраиванию роли воспитания в образовательный процесс. Поэтому любая спущенная сверху программа просто облегчает задачу для тех, кто должен заниматься ее подготовкой в школе. Нам пора уже отойти от глобального формата приказов, инструкций по воспитанию. Появилась законодательная норма - действуйте во благо ребенка, не плодите бумажного массива. Поручите своим школьникам создать атлас всех полезных дел и действий. Пусть этих дел будет немного, но они будут созданы, разработаны самими детьми. Умение работать в команде, отвечать за результаты работы в ней - это ведь тоже одна из задач формирования у школьников компетенций XXI века.
Что для этого нужно? На мой взгляд, первое без чего невозможно в принципе перестроить образование и воспитание - надо решить вопрос, какая административная команда нужна в школе, колледже. Насколько директор, его заместитель, руководители структурных подразделений готовы решать задачи школьного образования XXI века. Взрастить такого директора непросто, а вот помочь ему перестроиться мы можем.
В каждой школе созданы равные условия для достижения качественных результатов в обучении школьников. К сожалению, не каждый педагогический коллектив, даже в Москве, не каждый руководитель умеет использовать эти возможности. Как следствие, в таких школах не происходит процесса наращивания личностного, предпрофессионального, общекультурного уровней обучающихся. Следовательно, не обеспечиваются условия самореализации и самоопределения личности.
Есть уже немало сценариев, программ по подготовке управленческих команд, в том числе с использованием IT-технологий. Уже полтора года в московской системе образования успешно функционирует симулятор принятия управленческих решений. В практической работе он именуется «управленческий тренажер».
В чем принцип работы тренажера? Виртуально берется любая школа со всеми показателями, которые есть в открытом доступе. Таким образом, на старте все участники команды имеют одинаковые условия. Они получают виртуальную «школу», где есть реальные проблемы и реальные точки роста. Задача управленческой команды на первом году обучения (а их всего три) - найти эти дефициты, определить их «объем» и характеристики.
Участники пошагово в режиме поиска оптимальных методов должны восполнить дефициты. Но управленческая команда получит желаемые результаты только в том случае, если:
1) проведен анализ всех показателей работы коллектива школы;
2) найдены проблемы, а они могут быть и не на поверхности;
3) распределены «роли» игроков для принятия нужных решений;
4) запущен виртуальный алгоритм действий.
Конечной точкой всего управленческого процесса, заложенного в тренажере, является принятое решение. Как показывает практика работы на тренажере, лица, которые принимают решения (это каждый участник команды) по выводу школы на нужные показатели, должны не только соответствовать пяти «У» (управление кадрами, процессами, ресурсами, результатами, информацией), но и обладать интеллектуальным и теоретическим осмыслением процесса принятия нужных решений.
Тренажер все это «видит», для него становятся ясными уже первые шаги команды. Ведь решения игроков команды - это прежде всего выбор между действием и бездействием, а затем уже - между двумя или более вариантами действия.
Процесс принятия решений в такой форме, конечно, не материален. Однако исполнение принимаемых решений, их прямые последствия должны приводить в режим работы все ресурсы школы. Что видит директор, работая на тренажере? Во-первых, некоторые члены управленческой команды теряются, бездействуют, пасуют перед мнимыми затруднениями, колеблются при выборе механизмов и форм исправления ситуации, и зачастую их эмоции зашкаливают.
Самый сильный аргумент в защиту тренажера - объективного «оценщика» уровня компетенций управленческой команды - это возможность оперативно получить обратную информацию, так называемый профиль компетенций. Из него видно, какие есть дефициты, ошибки, над чем предстоит работать. Такая оперативность позволяет МЦРКПО сформатировать темы для команды тренеров, сразу же подготовить семинары, тренинги, разбор конкретных кейсов для восполнения управленческих дефицитов.
Обработанные результаты более приемлемы и понятны тренерам, так как они являются членами команды специалистов - разработчиков тренажера - и более профессионально видят и дефициты, и точки роста членов команды, фактически работая «лицо в лицо».
Я бы предложила всем управленцам пройти такой тренажер, чтобы дополнительно приобрести уверенность, убрать сомнения, оценить себя, свои собственные силы, тем самым повысить свои лидерские качества, свои компетенции.
Уверена, тренажер работает не только на современные реалии управления школой, но и на будущее образования.
Мне бы хотелось закончить свою статью вновь пожеланием: приступая к разработке воспитательных программ школ, колледжей, учитывайте предложения и рекомендации своих воспитанников. Кем бы ни были написаны программы, рекомендации, пособия - академиком, профессором, министром, - это не гарантирует, что мы все лучше знаем ситуацию в школе и классе, чем вы. Это только знает родитель, учитель, классный руководитель, директор. Но самое непоправимое - когда мы пишем инструкции, касающиеся поведения ребенка.
Скоросшитые решения очень опасны. Чтобы дать подрастающему поколению больше уроков добра, исполнения долга, социальных умений, новых компетенций, нужно уметь делать намного больше, чем они уже знают и умеют, но самое главное - знать, чем они увлекаются и к чему стремятся.
Разрабатывая любую концепцию, особенно о воспитании, мы практически всегда забываем, что первый рецензент этой концепции - сам ребенок. А желательно разрабатывать ее в первую очередь на основании того, что предложат нам дети, подростки, молодежь. Если этого не происходит, то в принципе принимаемые меры бессмысленны и не будут жизнеспособны.

Мария ЛАЗУТОВА,
председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы, доктор исторических наук, профессор