В такие моменты все мы - взрослые и дети - ярче и полнее ощущаем свое единство, а чтобы это было так, важно знакомить ребят с таким материалом, который вызывает отклик в их умах и сердцах, заставляет сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событиями того времени?
Так случилось, что только недавно я впервые по-настоящему, лично почувствовал радость нашей Победы благодаря одной старой книжке. Знакомство мое с этой книгой произошло случайно. Нынешней весной свободного времени прибавилось, и в один из дней вынужденного «отпуска» я перебирал книги домашней библиотеки, которую начал собирать еще мой прадед, в надежде найти что-то новенькое, еще не прочитанное, и погрузиться в иной мир вымышленных кем-то героев и событий. Но герои книги, на которой я остановил свой выбор, оказались совсем не придуманными, а мир, в котором они жили, сражались и героически погибали, - реальным. Только это был не мир, это была война, страшное ее начало. Автор книги «Брестская крепость» Сергей Смирнов описывает события раскаленных от жары и бомбежек страшных для нашей страны июньских дней 1941 года.
Читая книгу, написанную по воспоминаниям защитников крепости, я вдруг мысленно оказался там, где застигнутые врасплох люди делали непростой выбор - совесть, честь, свобода Родины или собственная жизнь, где солдаты и офицеры Брестской крепости, их жены и дети несколько месяцев защищали этот клочок родной земли без еды и воды, истекая кровью и идя в бой с немецкими автоматчиками с обломком кирпича или ножом. Вглядываясь в их простые лица на старых фото, я пытался понять, как могли эти обычные с виду люди так долго вести оборону без подкрепления, в конце уже практически без оружия, измотанные и истощенные, но не сломленные морально. Собственная жизнь не казалась им уже важной, требующей особой заботы. Это становится особенно понятным, когда задумываешься над несколькими словами, выцарапанными неизвестными защитниками крепости на стене каземата: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20/VII-41». Какими незначительными и мелкими видятся после таких слов мои теперешние переживания и страхи! Но больше всего меня поразил тот факт, что вот эти герои, те из них, кто не погиб, а попал в плен, когда все-таки крепость была взята врагом, отбыв до Победы в немецких оккупационных лагерях, вернувшись на Родину, поехали не к родным, а в другие лагеря, уже сталинские. И только через 20 лет многие из них благодаря С.Смирнову, который по крупицам собирал сведения о боях в крепости и ее защитниках, были реабилитированы, получили свои награды, побывали в Брестской крепости, встретились там с сослуживцами и смогли отдать дань памяти многим и многим не дожившим до Победы, в которую они не переставали верить до последнего вздоха. И несмотря на все тяготы жизни, став на время забытыми и даже осужденными за несовершенные преступления, остались настоящими людьми, честными тружениками, любящими свою страну. Мое поколение, родившиеся в конце 90‑х, как-то поверхностно, привычно воспринимаем великий подвиг своих прадедов. Видимо, поэтому уже следующее поколение - мои ученики, которые знакомы с войной по современным фильмам и сухим параграфам из учебников, - высказывает мнение, что не только наша страна победила в войне, другие тоже воевали и их можно считать победителями. Поэтому так важно знакомить ребят с такими живыми книгами, с настоящими документальными свидетельствами военных лет, с воспоминаниями ветеранов. Когда читаешь воспоминания очевидцев или художественные произведения авторов-фронтовиков - Константина Симонова, Бориса Васильева, - то начинаешь совершенно иначе, с болью в душе и одновременно с большой гордостью, воспринимать слова Великая Отечественная война, Сталинградская битва или блокада Ленинграда. «Подвиг защитников Брестской крепости как бы новым светом озарил все виденное, раскрыл мне широту души нашего человека, заставил с особой остротой пережить счастье и гордость сознания принадлежности к великому, благородному и самоотверженному народу, способному творить даже невозможное», - пишет Сергей Смирнов в открытом письме героям Брестской крепости. И в этих словах описаны те чувства, которые испытал и я, читая книгу и погружаясь в события первых дней войны. Надеюсь теперь донести и передать эти эмоции и своим ученикам.
Время идет, сменяются поколения, забываются подвиги героев былых времен. И вот уже все громче слышны голоса нацистских потомков, ломающих памятники нашим воинам и переписывающих историю. Думаю, важно, чтобы патриотическое воспитание нынешних школьников не становилось чем-то формальным, не сводилось к конкурсам рисунков к Дню Победы, а отталкивалось от документов, настоящих произведений и фильмов о войне, таких как «В списках не значился», «Живые и мертвые», «А зори здесь тихие».
Актуальность патриотического воспитания сегодня заключается в том, чтобы найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства школьников. Поскольку школа по-прежнему один из действенных социальных институтов, то на учителей и педагогов дополнительного образования возлагается непростая задача - воспитать и обучить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу.

Артем ТИМОФЕЕВ,
педагог дополнительного образования школы №1678 «Восточное Дегунино»